Агентство исследований и оценки качества в сфере здравоохранения (The Agency for Healthcare Research and Quality, AHRQ) опубликовало систематический обзор с оценкой качества оказания неотложной помощи в США. По подсчетам, примерно 250 тысяч человек умирают каждый год только из-за неправильной диагностики.
Среди 130 млн поступивших в отделения неотложной помощи в год в США 7,4 миллиона (5,7 %) пациентов получают неправильный диагноз, 2,6 миллиона (2 %) страдают от неблагоприятных событий в результате диагностической ошибки, около 370 тысячам (0,3 %) причиняется серьезный вред.
Примерно 1 из 18 пациентов отделений и служб экстренной и неотложной помощи США ставится неправильный диагноз, 1 из 50 наносится предотвратимый вред, а один из 350 случаев заканчивается инвалидностью или смертью.
Если взять в качестве примера среднее лечебное учреждение с 25 000 посещений в год и средними показателями диагностики, то годовая статистика будет такой: более 1 400 диагностических ошибок, 500 неблагоприятных диагностических событий и 75 серьезных исходов, включая 50 смертей (0,2 % случаев ошибок).
В число 15 основных клинических состояний, связанных с серьезным вредом от неправильной диагностики (на которые приходится 68 % серьезного вреда), по убывающей вошли: инсульт, инфаркт миокарда, аневризма/расслоение аорты, компрессия/повреждение спинного мозга, венозная тромбоэмболия, менингит и энцефалит, сепсис, рак легких, черепно-мозговая травма/травматическое внутричерепное кровоизлияние, артериальная тромбоэмболия, спинальный и внутричерепной абсцесс, сердечная аритмия, пневмония, перфорация и разрыв желудочно-кишечного тракта и кишечная непроходимость. Примечательно, что на первые пять заболеваний в этом списке приходится 39 % серьезного вреда в связи с неправильной диагностикой.
По оценкам, в 5,7 % всех визитов в службы и отделения неотложной помощи была допущена хотя бы одна диагностическая ошибка.
Средние показатели ошибок по конкретным заболеваниям варьировались от 1,5 % (инфаркт миокарда) до 56 % (абсцесс позвоночника) с дополнительными различиями в зависимости от клинической картины. Среди 15 самых значимых состояний инфаркт миокарда — единственное, при котором частота ложноотрицательных результатов близка к нулю (1,5 %), что значительно ниже среднего показателя по всем заболеваниям.
Неспецифические или атипичные проявления увеличивают вероятность ошибки. Например, инсульт у пациентов с таким проявлением, как вертиго, не был установлен в 40 % случаев по сравнению с наличием такого яркого симптома, как двигательные нарушения.
Инсульт пропускался в среднем в 17 % случаев, головокружение при инсульте увеличивало вероятность ошибочного диагноза в 14 раз.
Также наблюдалась широкая вариативность в зависимости от больницы (с разницей до 100 раз): например, пропущенный инфаркт миокарда от 0 % до 29 % в разных больницах в рамках одного исследования, субарахноидальное кровоизлияние — от 0 % до 100 %, аппендицит — от 1% до 16 %.
Коэффициент ошибок обычно ниже в академических больницах/университетских клиниках, но неизвестно, является ли это следствием большей доступности и интенсивного использования диагностических технологий или других факторов.
Вариации в показателях диагностических ошибок по демографическим группам иногда довольно велики. Влияние возраста неоднородно и зависит от конкретного заболевания (например, более молодой возраст увеличивал риск пропуска инсульта в 6,7 раза, а более пожилой — риск пропуска аппендицита). Женский пол ассоциировался со значительным (20–30 %) увеличением риска ошибочного диагноза.
Хотя ошибки часто были многофакторными, 89 % исков о халатности связаны с ошибками в принятии клинических решений или суждений, независимо от наличия основного заболевания.
Ключевыми стали ошибки в диагностической оценке, назначении и интерпретации тестов. Чаще всего они совершались в нетипичных ситуациях или спорных случаях. В целом, заключают авторы отчета, общий уровень диагностических ошибок и вреда, связанного с постановкой неправильного диагноза, соответствует тому уровню, который в более ранних систематических анализах был определен для сферы первичной медицинской помощи и работы стационаров.