Фото Татьяны Русакович, «МВ».

В БГМУ прошел заключительный этап межведомственной республиканской олимпиады «Первая помощь» среди десятиклассников. Проект — совместная инициатива Белорусского общества симуляционного обучения в медицине (БОСОМ), Минздрава и Минобразования.

 

Победу одержала команда СШ № 34 Бобруйска. На втором месте с минимальным отрывом оказалась команда Гродненской гимназии № 1 имени академика Е. Ф. Карского. Бронза — у витебской СШ № 6 имени А. Е. Белохвостикова. Призеры олимпиады получили награды из рук первого заместителя министра здравоохранения Юрия Горбича и заместителя министра образования Александра Кадлубая.

 

— Подобными проектами мы привлекаем внимание к тому, что каждый из нас или как можно больше граждан должны уметь оказывать первую медпомощь. Ведь что-то непредвиденное порой происходит абсолютно случайно, и в критической ситуации счет идет на минуты, когда нужно сделать многое: сориентироваться, позвать на помощь, оказать эту помощь грамотно, — подчеркнул, поздравляя победителей, Юрий Горбич.

 

olimpiada2

 

А Александр Кадлубай добавил, что молодежи сегодня интересны проекты неформального образования и эта олимпиада формирует у них желание получить новые компетенции.

 

Финалу олимпиады предшествовали 3 отборочных тура, где почти из 3,5 тысячи человек отобрали 28 лучших (7 команд по 4 человека — от каждой области и Минска).

 

olimpiada

 

Заключительный тур олимпиады по первой помощи, собравший школьников в новом практико-ориентированном корпусе БГМУ, включал как теоретический, так и практический этап.

 

В теоретическом участники выполняли тестовые задания. Для практического этапа организаторы подготовили командам ситуации, максимально приближенные к реальным. Их ждали 3 тематические станции с применением роботов-симуляторов и участием актеров — стандартизированных пациентов, отыгрывающих разные состояния пострадавших. Им нужно было оказать в том числе и психологическую поддержку.

 

По задумке организаторов в локации «Дискотека» команды попадали на вечеринку к однокласснику, где один из актеров получал травму ноги, а робот-симулятор — электротравму.

 

На станции «Лестничная площадка» было необходимо справиться с травмой руки и провести эвакуацию людей из задымленного помещения. По легенде, один из эвакуируемых — парализованный человек в инвалидном кресле, у которого в процессе перемещения начинаются судороги.

 

olimpiada3

 

Навыки остановки кровотечения при открытом переломе конечности нужно было продемонстрировать на локации «Болото», где ждал человек, получивший травму ноги из-за упавшего на него дерева.

 

Судьи оценивали не только умение оказать первую медицинскую помощь, но и грамотно вызвать бригаду СМП, а также навыки работы в команде, лидерские качества, взаимовыручку и самообладание в стрессовой ситуации.

 

Среди типичных ошибок члены жюри отметили отсутствие порой явного лидера, который бы вел за собой команду, и непонимание, что в любой ситуации стоит обезопасить себя и создать удобные условия работы (выключить музыку, убрать провода под напряжением и т. д.).

 

Один из членов жюри, начальник симуляционно-аттестационного центра ГомГМУ Михаил Радовня обратил внимание, что еще одна ошибка каждой из команд — внимание только к тем пострадавшим, у которых есть очевидные травмы. Между тем рядом с ними находились те участники событий, у которых могли быть психологические травмы, состояние шока и т. д.

 

olimpiada4

 

Представители команды Мозырского областного лицея рассказали, что планируют поступать в медицинский вуз и после олимпиады еще больше убедились: профессию выбрали правильно.

 

sd88868

 

— Задания были очень реалистичными, и мы хотели бы поблагодарить за это организаторов. Ведь они готовят к тому, что при подобных ситуациях в жизни надо обращать внимание на моменты, о которых без такой подготовки и не подумал бы, —  рассказали ребята.

 

— Регулярное проведение олимпиад позволит нам профориентировать и мотивировать на получение медицинского образования школьников. Ведь современные десятиклассники — это поколение, которое уже родилось с гаджетами в руках, и когда мы предоставляем им возможность в игровой форме, со сценарием и участием стандартизированных пациентов отыграть какие-то сложные состояния, для них это серьезная мотивация. Если раньше ребята думали, что, придя в медуниверситет, будут вынуждены заниматься зубрежкой, сегодня для них открылось совершенно иное. Благодаря этому проекту они знакомятся с тем, как происходит обучение, какие возможности и оснащение есть у медицинских университетов, — рассказала начальник Республиканского центра профессиональной аттестации и симуляционного обучения медицинских, фармацевтических работников БГМУ Наталья Мирончик и добавила, что каждый из школьников, дошедших до финала олимпиады, принят в БОСОМ.

 

olimpiada5