Фото предоставлено Барановичским ЦПКРРиС.
Фото предоставлено Барановичским ЦПКРРиС.

В ГУО «Барановичский центр повышения квалификации руководящих работников и специалистов» при реализации образовательных программ всегда делается акцент на использование симуляционного оборудования и моделирование конкретных клинических ситуаций. Так значительно проще овладевать новыми практическими навыками и совершенствовать ранее приобретенные. О том, как все происходит, на примере программы повышения квалификации «Организация и осуществление сестринского ухода за пациентами в педиатрических отделениях» (для медицинских сестер) рассказали преподаватели центра. 

 

Жанна Фарботко, заведующая отделением повышения квалификации и переподготовки № 1:

 

Учебное занятие по выполнению лечебных процедур и манипуляций у детей мы проводим в виде тренинга. В первой части занятия материал, представленный в виде проблемных ситуаций, обсуждается слушателями при активном использовании мультимедийного сопровождения. Второй этап – непосредственная отработка практических навыков на симуляционном оборудовании.

 

Все манипуляции по уходу за ребенком разделены на базовые (оценка состояния здоровья пациента, навыки экстренной медицинской помощи, техника инъекций и катетеризация периферических вен, аспирация желудочного содержимого, промывание желудка, кормление через зонд) и специальные (навыки обработки новорожденного, уход за катетерами, кормление тяжелобольных).

 

Жанна Фарботко подчеркнула, что большинство манипуляций сопряжены с риском возникновения осложнений при их проведении, поэтому очень важно разобрать все потенциально возможные ошибки на тренажерах, чтобы не допустить их потом в работе. Преподаватель при таком обучении выступает не только в традиционной роли транслятора знаний, но и в роли помощника в получении слушателем собственного опыта.

 

Для совершенствования профессиональных компетенций в центре есть все необходимое симуляционное оборудование. 

 

Геннадий Тяшкевич, заведующий лабораторией по отработке навыков:

 

Применяем тренажеры, манекены, симуляционные модели: тренажер для отработки навыков пункций вен ребенка, манекен для отработки навыков инъекций и пункций вен младенца, манекен младенца для отработки навыков кормления, модель верхней конечности ребенка и другие.

 

Тренинги строятся так, чтобы у каждого слушателя была возможность многократно самостоятельно отработать мануальные навыки и совершенствовать их. Завершающий этап занятия — подведение итогов, анкетирование и обсуждение результатов. По отзывам слушателей, такой подход при реализации образовательного процесса максимально способствует эффективному закреплению профессиональных компетенций.