Об истории создания центра, его роли в становлении и совершенствовании законодательства, в первую очередь в области здравоохранения, о планах на будущее «Медвестнику» рассказала первый заместитель директора НЦЗПИ Галина Подрезенок.
Галина Петровна, с чего началась история центра? Какие цели и задачи стояли перед ним?
История центра началась с Указа Президента Республики Беларусь от 28 июля 1997 года № 407 о создании Национального центра законопроектной деятельности при Президенте на базе Белорусского института государственного строительства и законодательства. Днем основания НЦЗД принято считать 1 ноября 1997 года.
Центр создавался для повышения уровня подготовки проектов правовых актов и создания единой республиканской системы законопроектной деятельности. Без ложной скромности скажу, что НЦЗД с поставленными задачами справился: накоплен уникальный опыт в области планирования и подготовки проектов нормативных правовых актов, установления правил нормотворческой техники, изучения правоприменительной практики, разработки предложений по совершенствованию и развитию действующего законодательства и прогнозированию последствий принятия правовых актов.
В 2007 году после присоединения к НЦЗД Института государства и права Академии наук был создан Национальный центр законодательства и правовых исследований Республики Беларусь.
Сегодня наши основные задачи — планирование деятельности по подготовке проектов законодательных актов и их разработка, проведение юридической экспертизы законопроектов, аналитических и научных исследований в области права, а также подготовка в аспирантуре научных работников высшей квалификации.
А как в Беларуси развивалось законодательство о здравоохранении? Какую роль в этом развитии сыграл НЦЗПИ?
18 июня 1993 года был принят закон «О здравоохранении». Тогда было необходимо на законодательном уровне обеспечить стабильную работу национальной системы здравоохранения, чтобы организовать условия для доступного медицинского обслуживания жителей Беларуси.
В 1997 году законодательство в области медицины было представлено не только законом «О здравоохранении», но и законами от 23 ноября 1993 года «О санитарно-эпидемическом благополучии населения», от 17 октября 1994 года «О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов», от 31 января 1995 года «О донорстве крови и ее компонентов», от 4 марта 1997-го «О трансплантации органов и тканей человека».
После создания НЦЗПИ подготовка новых, а также корректировка действующих законов в сфере здравоохранения происходила при активном участии центра. Так, на базе НЦЗПИ были разработаны законы «Об обращении лекарственных средств», «Об оказании психиатрической помощи», «О вспомогательных репродуктивных технологиях», новый закон «О донорстве крови и ее компонентов». Конечно же, центр занимался и комплексной корректировкой существующих законов.
Один из последних разработанных на базе НЦЗПИ законов в этой сфере — Закон Республики Беларусь от 11 декабря 2020 года «Об изменении законов по вопросам здравоохранения и оказания психологической помощи», который предусматривает комплексную корректировку Закона «О здравоохранении». Работа над ним велась с 2019 года, и в результате Закон «О здравоохранении» был существенно изменен.
В нем закрепили положения, вытекающие из Конвенции о правах инвалидов, нормы, направленные на формирование системы управления качеством медицинской помощи и работы централизованной информационной системы здравоохранения, введена новая глава по вопросам государственного социального заказа в области здравоохранения.
Кроме того, НЦЗПИ всегда принимает участие в подготовке законопроектов, которые разрабатывают другие субъекты законотворчества. Так, депутаты Палаты представителей Национального собрания совместно с Министерством здравоохранения, нашим центром, другими заинтересованными организациями подготовили новую редакцию закона «О донорстве крови и ее компонентов», сейчас ожидается его подписание
Президентом.
В новой редакции существенно обновлен понятийный аппарат, большое внимание уделено пропаганде донорства, урегулированы вопросы промышленного производства лекарственных средств из крови, ее компонентов, упорядочены права и обязанности доноров, льготы, гарантии и компенсации для них.
Важно не только разработать закон, важно, чтобы он реально работал. Как НЦЗПИ изучает правоприменительную практику?
Главная цель любого закона — соответствие результатов его применения целям и задачам, для достижения которых он был разработан. Изучение правоприменительной практики позволяет установить обратную связь и сделать выводы о результативности и правильности заложенных в законе норм. Мы направляем запросы в государственные органы, организации, субъекты хозяйствования; анализируем информацию, полученную при рассмотрении обращений граждан и юридических лиц, запросов государственных органов, других организаций, при исполнении поручений Администрации
Президента. Участие в совещаниях, рабочих группах, круглых столах, семинары и лекции, рассмотрение вопросов, которые поднимают СМИ, тоже помогает выявлять проблемы применения законов.
Изучая действие законов на практике, мы выявляем устаревшие и неэффективные нормы, а также нормы, вызывающие неопределенность при их применении, делаем все, чтобы избежать негативной оценки тех или иных норм со стороны общества.
Привлекаете ли вы к работе над законопроектами в области здравоохранения медработников?
Разработка законопроекта, как правило, начинается с создания рабочей группы. Понятно, что у сотрудников НЦЗПИ
нет специальных знаний в медицине, центр не является регулятором в области здравоохранения. Поэтому в состав рабочей группы обязательно включаются депутаты Палаты представителей с медицинским или фармацевтическим образованием, представители профильного министерства, других заинтересованных государственных органов, а также специалисты государственных и частных медицинских учреждений. Только такая команда юристов, управленцев в области здравоохранения и практикующих специалистов обеспечивает высокую результативность.
А обычные граждане могут участвовать в подготовке законопроектов?
Да, желающие могут участвовать в их разработке уже на этапе планирования, о чем говорит Закон «О нормативных правовых актах». При этом для всех, кто направляет предложения в НЦЗПИ, установлены единые требования к их подготовке: к ним обязательно должна быть приложена краткая концепция законопроекта с информацией о цели его подготовки, об анализе национального и международного законодательства, международных договоров, практике их применения, примерной структуре проекта закона, а также о предполагаемых последствиях его принятия.
Кроме того, можно участвовать в публичном обсуждении законопроектов. Законопроекты в области здравоохранения затрагивают права, свободы и обязанности граждан и юридических лиц, поэтому всегда выносятся на обсуждение. А возможность участия в обсуждении позволяет разработчику получить общественную оценку норм проекта, определить, соответствует ли он ожиданиям людей, и при необходимости скорректировать его. При этом законодательно установлено обязательство государственного органа (организации), проводившего обсуждение, опубликовать результаты, отразив самые актуальные вопросы, которые вызвали отклик граждан. Эти требования нужны для того, чтобы исключить риск формального обсуждения, они повышают уровень доверия людей к государству.
Планируется ли дальнейшее совершенствование законодательства о здравоохранении?
Конечно, такие планы есть. Одна из основных черт национальной системы законодательства о здравоохранении — принятие специальных законов, регулирующих наиболее важные направления в этой сфере. Закон «О здравоохранении» — ключевой, на его основе строится все остальное законодательство в этой области. Сегодня действуют 8 отраслевых законов, а это значимая предпосылка для разработки кодифицированного нормативного правового акта, который обеспечит полное системное регулирование общественных отношений в области здравоохранения.
Специалисты центра разрабатывают проект Кодекса Республики Беларусь о здравоохранении. В июле 2023 года концепция будет внесена на согласование Президенту Республики Беларусь.
Появление кодифицированного акта обеспечит стабильность законодательства о здравоохранении, а также удобство его применения как для специалистов, так и для пациентов.