Фото из открытых источников носит иллюстративный характер.
Фото из открытых источников носит иллюстративный характер.

Итоги работы органов и учреждений здравоохранения в первом полугодии 2021-го обсудили на очередной коллегии Минздрава.

 

Первый заместитель министра здравоохранения Елена Богдан остановилась на основных блоках проблем и направлениях деятельности на полугодие:

 

— С большой уверенностью можно сказать, что качественная центральная платформа ЦИСЗ будет поставлена в срок. Выполнение задачи по ее полноценной работе будет зависеть от инфраструктурной готовности сети. С сентября этого года должна быть обеспечена и проверена готовность 20 организаций здравоохранения, прежде всего Минской области и РНПЦ, к развертыванию тестового этапа платформы. С сентября 2022-го должны быть готовы к подключению 180 организаций здравоохранения всех регионов.

 

В настоящее время нет единой структуры коечного фонда, в том числе по профилям в привязке к численности населения. В отдельных случаях формально выполняются показатели занятости коечного фонда. Развитие хирургии одного дня, дневных стационаров и стационаров ЦРБ и горбольниц требует проработки нормативно-правового регулирования. В ближайшие полгода необходимо пересмотреть или обновить клинические протоколы.

 

Заместитель министра Борис Андросюк обратил внимание на ситуацию с процедурами госзакупок:

 

— За первое полугодие 2021-го предприятиями системы «Медтехника» поставлено в организации здравоохранения медизделий на сумму 110,1 млн долларов. Объем полученных товарных скидок составил 1,797 млн долларов, или 1,5 % от общего объема закупок.

 

Отмечается тенденция снижения стоимости закупаемой высокотехнологичной медицинской техники. Так, по результатам проведенных процедур госзакупок снизилась стоимость: рентгеновских компьютерных томографов с 649,3 тысячи долларов в 2018 году до 492,6 тысячи в 2020-м (128 срезов), магнитно-резонансных томографов — с 1,83 млн долларов в 2018-м до 0,77 млн долларов в 2020 году, ангиографических комплексов — с 0,61 млн евро в 2016-м до 0,47 млн евро в 2020-м.

 

Удалось существенно снизить количество простаивающего из-за поломок оборудования и сократить сроки восстановления его работоспособности. Так, среднемесячное количество простаивающей медтехники снизилось с 25 единиц в 2018 году (12,4 % парка оборудования) до 11 единиц (4,1 % парка) в 2021 году.

 

Анализ проведенных в 2020–2021 годах процедур госзакупок показал, что на их результативность во многом оказывают негативное влияние некачественно подготовленные разработчиками технические требования к предмету закупки.

 

Заместитель министра здравоохранения — Главный государственный санитарный врач Александр Тарасенко рассказал об итогах надзорных мероприятий по соблюдению требований санитарно-эпидемиологического законодательства в организациях здравоохранения:

 

— В течение первого полугодия отмечается снижение количества предложений по коррекции маршрутов передвижений работников и пациентов, что свидетельствует о выработанных и оптимально функционирующих подходах к организации чистых и контаминированных зон. Кроме того, большинство нарушений носят текущий характер и оперативно устраняются в ходе надзорных мероприятий. В итоге снизился уровень заболеваемости COVID-19 работников организаций здравоохранения — по сравнению с 2020 годом в 2,6 раза.

 

В целом в соответствии с Национальным планом мероприятий по вакцинации против COVID-19 профилактическими прививками планируется охватить не менее 60 % населения страны.

 

Заместитель министра Дмитрий Чередниченко подробно остановился на вопросе заработной платы сотрудников отрасли:

 

— За январь-март 2021 года среднемесячная заработная плата работников здравоохранения составила 1 317,9 рубля, в том числе врачей — 2 205,9 рубля с учетом работы по совместительству на 1,37 должности и средних медработников — 1 373 рубля с учетом работы по совместительству на 1,26.

 

В текущем году на надбавки за работу в условиях, связанных с инфекциями, было направлено 589,4 млн рублей из средств консолидированного бюджета. За май 2021-го эти выплаты получили почти 69 тысяч работников здравоохранения.

 

Начальник главного управления контроля качества оказания медицинской помощи, медицинской экспертизы, обращений граждан и юридических лиц Минздрава Ирина Киреева обозначила основные моменты формирования системы управления качеством медпомощи:

 

— С 23 июля мы войдем в новый этап с вступлением в силу новой редакции закона «О здравоохранении», в котором теперь закреплено понятие качества медпомощи, а также введены отдельными статьями нормы и принципы экспертизы качества медпомощи и медицинской аккредитации.

 

Оценка качества медицинской помощи проводится во всех организациях здравоохранения и направлена на выявление и устранение системных недостатков: от работы врачей до лечебно-диагностических возможностей учреждения в целом (в частности, штатного расписания, наличия ИМН, маршрутизации пациента и т. д.).

 

В рамках подготовки к коллегии промониторили регионы, чтобы оценить существующее положение дел, подготовиться к вступлению в силу новых правил. И необходимо констатировать недостаточную работу ГУЗО и комитета по здравоохранению Мингорисполкома в данном направлении.

 

Подводя итоги выступлений, министр здравоохранения Дмитрий Пиневич обозначил основные задачи для отрасли на ближайшее время:

 

— До сих пор остается актуальным вопрос оптимизации штатных расписаний в учреждениях здравоохранения — амбулаторно-поликлинических и стационарных. Сегодня мы наблюдаем неравномерное использование функциональной нагрузки на сотрудников. Поэтому как минимум 15 % этой нагрузки следует переформатировать в пользу наиболее важных участков оказания медпомощи. Соответствующие предложения должны быть подготовлены. Необходимо проработать программу подготовки ВОП. Ведь не стоит забывать, что это прежде всего терапевт, а потом уже узкий специалист. И важно, чтобы он в совершенстве владел общими профессиональными навыками.

 

Требует конкретизации понятие «заботливая поликлиника». Пока такие поликлиники мало чем отличаются от обычных. А вместе с тем важным индикатором для каждой из них должна быть обратная связь с пациентами. Кроме того, у «заботливых поликлиник» должен быть свой бренд. К слову, такой же проработки требует и вопрос со «здоровыми городами и поселками».

 

В ближайшее время следует утвердить концепцию хирургической помощи, которая объединит в себе хирургию, травматологию и нейрохирургию. Также нужно определить несколько форматов работы университетских клиник — существующей и тех, что еще планируется создать. А нормативное регулирование позволит расширить их возможности.

 

Что касается вакцинации против COVID-19, то считаю необходимым проанализировать статистические данные по профилактическим прививкам в соседних странах, где заболеваемость коронавирусной инфекцией выше. Возможно, более низкие цифры у нас можно объяснить большим охватом вакцинацией именно целевых групп. Кроме того, санитарно-эпидемиологическая служба должна оценить целесообразность вакцинации против гриппа в сложившихся условиях.