За 155 лет Могилевский медколледж прошел путь от повивальной школы до современного учебного заведения, которое обеспечивает кадрами не только свою область. До недавнего времени учреждение — единственное среди ссузов — выпускало фармацевтов для всей страны. Сюда поступают абитуриенты из Азербайджана, Туркменистана, России, Украины. Возможности медколледжа оценила корреспондент «МВ».
Свою историю учреждение ведет с 1865 года, когда по проекту акушера Могилевской врачебной управы Николая Мандельштама открылась повивальная школа. Классы и квартиры для учениц разместились в отдельном здании городской больницы. В 1875-м организована школа для фельдшеров, в 1926-м — фармацевтическое отделение.
Сегодня Могилевский медколледж готовит кадры по четырем специальностям — «Лечебное дело», «Сестринское дело», «Медико-диагностическое дело», «Фармация», а также принимает слушателей на отделение повышения квалификации и переподготовки. Здесь трудятся 80 преподавателей, обучаются 995 человек, в т. ч. 28 иностранцев.
Спрос растет — вопросы остаются
Год назад медколледж возглавил Владимир Рыжков.
— Образование у меня физико-математическое, — начинает разговор Владимир Владимирович. — Работал директором школы, профессионального лицея, первым заместителем начальника главного управления по образованию облисполкома, затем начальником. И снова вернулся в учреждение образования, чему очень рад: прямая работа с молодежью дает совершенно другие ощущения.
В следующем году планируется увеличить число учащихся до 1090.
— Растет потребность в помощниках врачей, поэтому повысили набор на специальность «Лечебное дело» до 138 человек. Традиционно высокий спрос на медсестер, особенно в районных больницах. Порой приходят заявки на 10–15 человек. Сейчас во многих отраслях наблюдается массовый уход на пенсию, — объясняет собеседник. — На «Сестринское дело» в этом году зачислили 168 человек. Текущую потребность в кадрах по области закрываем до 90 %. Работаем на пределе лицензионных возможностей.
Самая востребованная среди абитуриентов специальность — «Фармация». Конкурс в этом году составил 3,3 человека на место! Для сравнения: «Лечебное дело» — 1,8.
— Активно сотрудничаем с заказчиками. Фармацевтические организации оказывают колледжу большую материальную поддержку, за что мы бесконечно благодарны. С помощью спонсоров обновили корпус, улучшили условия в наших двух общежитиях — у нас 60 % иногородних учащихся. С трудом, но койко-местом обеспечили всех желающих, — рассказывает директор. — Не остается в стороне и областное общественное объединение специалистов со средним медобразованием — закупило манекен-тренажер «Оживленная Анна» и тренажер навыков сердечно-легочной реанимации у детей.
Два года назад за счет средств Всемирного банка в колледже решили создать современные лаборатории симуляционного обучения. Поставляется оборудование, но помещений, чтобы разместить и полноценно его использовать, не хватает. Большие надежды возлагаются на новый просторный корпус — бывшее здание кадетского училища, переданное колледжу еще в прошлом году. К сожалению, средств на реконструкцию пока не находится.
— Будем рады, если кто-то откликнется и поможет с ремонтом. Ведь современная практическая база — это основа для того, чтобы укомплектовать организации здравоохранения профессиональными кадрами и оказывать качественную медпомощь, — говорит заместитель директора по воспитательной работе Светлана Костусева. — Медсестра — это тот специалист, который постоянно находится с пациентом и важен не менее врача. Средний медперсонал часто недооценивают, тем не менее он выполняет огромный фронт работы. Пациенты нуждаются не только в медицинском уходе, но и во внимании, сочувствии, добром слове.
— Открыты кабинеты терапии, хирургии, педиатрии и акушерства. Мы получили манекены роженицы, младенца, недоношенного новорожденного, манекены для отработки навыков при нарушении физиологических отправлений, тренажер для отработки навыков обследования молочной железы и множество других, но из-за нехватки площадей использовать симуляционное оборудование в полном объеме не можем, — говорит заведующая медицинским отделением Елена Подобед.
— В начале учебного года и в январе для рассадки учащихся задействуем все возможные помещения, в том числе комнаты на базах практики, занятия идут и в субботу до девяти часов вечера. Для экономии места закупили мобильные стулья, — обращает внимание Владимир Рыжков.
Инициатива не ослабевает
В этом году преподавательский состав обновился — пришли 18 специалистов, в основном из числа практикующих врачей.
Владимир Рыжков:
— Конечно, в связи с переквалификацией возникает вопрос по оплате труда: пока не получишь педагогическое образование, работаешь без категории. Стараемся материально поддерживать, выравнивать заработную плату, потому что стимулировать коллектив однозначно нужно.
— Большие объемы работы, соответственно, большая потребность в кадрах. Хотели бы увеличить коллектив, — говорит Владимир Владимирович.
— Коллеги очень инициативные. Недавно запущен марафон успешных практик, создаются симуляционные площадки. Сегодня, например, актуально обучение работе в красной зоне. Это большое подспорье для медучреждений, когда приходит подготовленный молодой специалист, — считает Светлана Костусева.
Преподаватель хирургии с основами травматологии Наталья Парфенова:
— Организовали симуляционную площадку, на которой обучаем надевать и снимать средства индивидуальной защиты, входить и выходить из красной зоны через шлюз, брать биологический материал из рото- и носоглотки для диагностики COVID-19. Говорим о правилах общения с инфицированными, важности психологической поддержки. Часто у таких пациентов развивается депрессивное состояние вплоть до панических атак.
Учащийся 2-го курса специальности «Лечебное дело» Юрий Савич второй месяц волонтерит в приемном отделении Могилевской больницы № 1. Говорит, что работать с инфицированными пациентами не страшно:
— Я знал, куда иду, выбирая профессию, нацеленную на помощь людям.
Не только обучение, но и знакомство с реалиями
К 155-летнему юбилею в учреждении организован марафон «155 добрых дел родному колледжу». Например, учащиеся вместе с преподавателями и администрацией высадили небольшую памятную аллею в парке «Подниколье». Постоянно проходят акции, фотовыставки, флешмобы, конкурсы, встречи с практикующими врачами, дни здоровья, интеллектуальные игры….
— Стараемся максимально занять учащихся, чтобы они не погружались в уныние во время сложной эпидемиологической обстановки, — говорит Владимир Рыжков. — Студотряды работают не только летом, но и сейчас. Например, в качестве младшего медперсонала наши ребята помогают областной клинической больнице и больнице № 1, где находятся пациенты с COVID-19. Во время практики в мед-учреждениях они быстрее взрослеют, потому что растет уровень ответственности. Сталкиваются с разными пациентами и понимают, что бывают нестандартные ситуации.
Учащиеся периодически побеждают в международных конкурсах. Так, второкурсницы специальности «Фармация» Ольга Алексеенко и Елизавета Дробкова завоевали первое и второе места на чемпионате WorldSkills Russia по компетенции «Фармацевтика». Под прицелом шести камер участники выполняли задания, полученные за пять минут до старта. Прием и оценка товара, заполнение документации, изготовление лекарственных средств, общение с покупателями, оформление витрин…
Символ, а не форма
Впечатляет оснащенность лабораторий по фармации. Здесь оборудованы учебные аптеки, где учащиеся осваивают работу на кассовом оборудовании, таксирование рецептов, фармацевтическую экспертизу, регистрацию рецептов, оформление витрин, общение с покупателями и др. Одна из лабораторий укомплектована не только лекарственными средствами, но и медоборудованием. Словом, на первое рабочее место фармацевты приходят со знанием дела.
Выпускница медколледжа, преподаватель организации и экономики фармации Фаина Скрипаченко работает здесь 34 года:
— Благодарна судьбе, что в далекие 1960-е я встретила здесь наставников, которые учили не только азам профессии, но и житейской мудрости, доброте, справедливости, ответственности. Надевая белый халат, мы отгораживаемся от предрассудков. Белый халат отделяет нас от пациента, но не отдаляет. Это не форма, а символ, которому нужно соответствовать. Фармацевт должен сделать все возможное, чтобы пациент снова пришел именно в его аптеку и в его смену. А решить конфликтную ситуацию поможет знание нормативной базы.
На занятии по сложным порошкам первокурсники специальности «Фармация» учатся дозировать, смешивать и измельчать фармсубстанции, оценивать качество лекарственной формы, упаковывать ее и оформлять к отпуску, заполнять документы. Точность дозирования, подчеркивает преподаватель фармацевтической технологии Людмила Ковалева, имеет огромное значение, ведь учащиеся работают с сильнодействующими и даже ядовитыми веществами.
Людмила Ивановна — выпускница колледжа, работает здесь четвертый год. До этого окончила Могилевский государственный университет им. А. А. Кулешова по специальности «Биология и химия».
По словам Светланы Костусевой, в колледж нередко поступают люди, получившие высшее немедицинское образование, в основном педагогическое. Самой взрослой учащейся стала пенсионерка, которая обучалась на бюджетной форме и после как молодой специалист работала в аптеке. Поступают многодетные мамы, чтобы освоить медицинские навыки.
— В декретном отпуске захотелось перемен. На руках были сертификаты тестирования. Подала документы в медколледж и поступила на бюджет, — рассказывает Людмила Ковалева. — Мне очень нравится профессия — за множество нюансов и важных мелочей, логичность и возможность работать руками. Последовательность изготовления лекарственного средства отражается на терапевтическом эффекте. Фармацевт должен быть педантичным, ответственным, аккуратным и внимательным.
Под руководством преподавателя хирургии Андрея Майстрова второкурсники специальности «Лечебное дело» отрабатывают навыки сердечно-легочной реанимации.
— Манекен-тренажер позволяет проводить закрытый массаж сердца и искусственную вентиляцию легких, что сейчас особенно актуально. Можно визуально оценить состояние пациента — зрачки, внутренние органы, — поясняет Андрей Майстров. — Также имеется компьютеризированный манекен.
Специальная программа позволяет контролировать правильность выполнения манипуляции.
Год назад медколледж приобрел передвижной аппаратно-программный комплекс для обучения в медицине.
Преподаватель сестринского дела и манипуляционной техники Лариса Новикова поясняет:
— Мы сняли 14 обучающих фильмов, адаптированных под нашу нормативную базу. Комплекс регистрирует на видео и позволяет учащимся просматривать выполненные ими манипуляции и анализировать ошибки. Удобно и преподавателям: в свободное время можно прийти и просмотреть видео, чтобы выставить оценки учащимся.
Светлана Костусева — выпускница Могилевского медколледжа по специальности «Фармация». По распределению работала в аптеке. Затем пригласили в родной колледж на должность лаборанта. Параллельно училась в Витебском медуниверситете. Получив специальность провизора, Светлана Николаевна начала преподавать, возглавила профком учащихся. Девять лет назад назначена заместителем директора по воспитательной работе.
— Мне нравится работать с молодежью, вместе генерировать и реализовывать новые идеи. Это наполняет невероятной энергией, — признается Светлана Костусева. — В любой профессии ты должен гореть. Тот, кто любит свою работу и хочет добиться в ней высот, призван отдаваться полностью.