В феврале хирургическое отделение Воложинской ЦРБ открылось после реконструкции и ремонта — событие, значимое для жителей района и не только для них. Современным и перспективным отделение делают не только преобразования, но и люди, работающие здесь. Вернее, в первую очередь именно люди. Чтобы увидеть все своими глазами и непосредственно пообщаться с коллективом, отправляемся в Воложин.
От проекта…
Воложинская ЦРБ мощностью в 321 койку обслуживает 33,5 тысячи населения. В Ракове есть еще участковая больница с поликлиникой, в Ивенце — городская больница, поликлиника, 5 амбулаторий, БСУ, 12 ФАПов. При этом только в Ивенце врач-хирург ведет амбулаторный прием на полставки, в районной поликлинике — хирург и травматолог. Так что стационарный прием и хирургическая активность только в райцентре.
Хирургическое отделение ЦРБ занимает двухэтажное здание с 1965 года. К слову, этот корпус самой ранней постройки, далее обустраивались корпуса инфекционного отделения, райполиклиники, терапевтического и педиатрического отделений и прочие, самое свежее из них (2010 года) — акушерско-гинекологического отделения с родильными залами и отделением анестезиологии и реанимации. Каждое здание из этого комплекса требует постоянного внимания, заботы, периодического обновления. За хирургический корпус взялись в августе прошлого года.
Пока шел ремонт, мы сократили плановую мощность до 25 коек на площадях двух других отделений — неврологического (10 коек) и гинекологического (15 коек), — рассказывает главный врач Воложинской ЦРБ Павел Гончар.
Павел Гончар:
Ближе к сентябрю поднялась заболеваемость COVID-19, сократилась плановая госпитализация, и были свободные койки, так что переезд прошел более-менее спокойно.
Главврач не скрывает, что ремонт проходил не без проблем, чуть затянулся, несколько изменился объем работ, пришлось, например, менять перегородки, перезаливать полы. Теперь отделение выглядит и функционирует, можно сказать, образцово.
Павел Гончар:
Средства на ремонт нам выделили из районного и областного бюджетов. Вышло примерно 2 млн рублей. Сделали многое. Например, были изношены инженерные сети, поэтому текущим ремонтом не удалось обойтись. Меняли и электрику, и канализацию, и системы водоснабжения и вентиляции — теперь у нас абсолютно новая программируемая приточно-вытяжная вентиляция.
Одним из требований председателя Миноблисполкома Александра Турчина было создание такого отделения, которое служило бы стандартом пребывания пациентов в стационаре: чтобы было комфортно, уютно и соответствовало современным условиям. С учетом этого и подходили к ремонту.
На этапе, когда видели, что скоро начнется отделка, по моей инициативе заказали концепт-дизайн для того, чтобы отделение визуально выглядело достойно, применяли новые для нас детали и в дизайне, и в функциональной части.
Закупили и новое оборудование: хирургические столы, операционный стол, каталку для мытья пациентов, мойки с гипсоотстойниками, пилу для снятия гипса с разными насадками, инфузионные насосы и другое.
…до результата
Как театр начинается с вешалки, так хирургическое отделение начинается… с пандуса для каталок и инвалидных колясок. Он в Воложинской ЦРБ тоже новый: колясочник сам может въехать и попасть в отделение. А раньше угол наклона был неправильный, и каталки на пандус вкатывали с разгона. Кроме того, теперь есть удобные поручни, что вкупе с изменениями внутри отделения создает для пациентов безбарьерную среду.
Раздвижные автоматические двери — вторые в Воложине, первые ранее установили в «Евроопте», а третьи появились на автовокзале, но презентовали их на 2 часа позже, чем в ЦРБ, рассказал главврач. Холл для посетителей оснащен видеокамерами, чтобы медсестры на посту могли наблюдать за происходящим. Двери в отделение просто так открыть мы не можем — Павел Олегович забыл электронный ключ в своем кабинете.
Что ж, пока ожидаем, главный врач успевает рассказать, что хотя вначале по проекту в холле и на всем первом этаже предусматривалась небольшая плитка, уложили широкоформатную керамогранитную, чтобы было меньше швов и пациенты на каталках испытывали меньший дискомфорт.
Кстати, количество люков в полу сократили и выровняли их крышки с полом из тех же соображений. Кроме того, подвесные потолки в отделении современные алюминиевые, чтобы их проще было обрабатывать.…В том внимании, которое мой собеседники проявляет к каждой детали ремонта и реконструкции, чувствуется отношение настоящего хозяина к тому, что он делает, за что отвечает. А при другом подходе успеха и не добьешься, так ведь? Но продолжим экскурсию…
Итак, раздвижные двери оборудованы автоматикой, регулирующей сезонные режимы: когда на улице тепло, двери закрываются медленнее, чтобы помещение дольше проветривалось, зимой — быстрее.
Двери, кстати, заменены все, на них установлены металлические отбойники, для того чтобы инвалиды-колясочники, сотрудники с тележками и каталками не повреждали эти двери. К тому же это конструкции с обжимными дверными коробками, т. е. усиленными, которые нельзя выбить, что может случиться с обычными дверями, когда их, скажем, задевают каталкой, когда очень быстро везут пациента с места аварии, — понятно, что в срочных случаях не до аккуратности.
Между прочим, хирургический корпус не был соединен компьютерными сетями с основным корпусом больницы, что, конечно, усложняло работу с электронными историями болезней, например.
Реконструкция позволила создать в отделении локальную сеть, провести оптоволокно, айтишники смогли установить связь с другими участками больницы и с основным сервером. В итоге при поступлении пациента в приемный покой, который находится в отдельно стоящем здании, специалисты в хирургии получают его историю уже в электронном виде.
Такие важные «мелочи»
Надев халаты, а также бахилы с помощью специального аппарата, мы проходим через дезинфицирующую рамку, для которой специалисты больницы подобрали действенное, но не агрессивное дезсредство.Уже «простерилизованными» подходим к сестринскому посту и видим монитор, на который поступают изображения с видеокамер, здесь же устройство для связи с палатами, ведь у каждой койки есть кнопка для вызова персонала. Такой же пост устроен и на втором этаже.
А в процедурном кабинете рядом с постом установлен деструктор для игл от шприцев, который помогает безопасно утилизировать их. И так в каждом помещении, кабинете — везде что-то новое, удобное, современное. В коридорах оборудованы зоны приема пищи, но и в палатах есть тумбочки с откидными столиками, которые выручают пациентов сейчас, когда больница все еще работает в режиме карантина из-за пандемии.
Следующая деталь: для палат подобраны специальные цветовые решения, которые создают ощущение покоя, снимают напряжение, то же сделано и помещениях для персонала.
В отделении есть четыре палаты повышенной комфортности на одного или двух пациентов — в них свой санузел с душевой кабиной из стекла, осколки которого не могут поранить, если стекло разобьется, махровые халаты, полотенца, холодильник (холодильники, впрочем, есть и в обычных палатах), телевизор. Палата на одного стоит 15 рублей в сутки.
Во всех палатах над кроватями установлены консоли освещения, переделанные по заказу больницы, — для тех коек, у которых консоль находится по левую руку. Вроде бы опять мелочь, но нет — пациенты на этих местах с такой формулировкой не согласятся, ведь для включения света не нужно вставать, достаточно просто поднять руку. Это продуманное решение, которое облегчает жизнь больных.
В санузле на этаже предусмотрены удобства для инвалидов-колясочников, есть и кнопка вызова персонала. И это, разумеется, тоже совсем не мелочь, как не назовешь мелочью удобную душевую для персонала. В отделении, впрочем, еще немало других удобств, продуманных деталей и устройств, важных как для сотрудников, так и для пациентов.
В одной из палат знакомлюсь со словоохотливым пациентом Сергеем Пупко из деревни Доры. Несмотря на травмы и на невозможность повидаться с родными из-за карантина, Сергей своим почти уже двухнедельным пребыванием в больнице доволен, насколько это возможно. Упоминает, кстати, и о хорошем освещении, и об удобных тумбочках, и о комфортных кроватях, и о легко открывающихся дверях.
А еще в отделении сделана подсветка полов, чтобы ночью медсестры все видели, но свет не мешал пациентам.
Последних это, безусловно, радует, о чем не забывает сказать мой новый знакомый.
В перевязочной, в которую мы заходим после посещения палаты, также все продумано и удобно. К примеру, при необходимости здесь можно выполнять операции, в помещение подведены газы, есть возможность подключить аппарат ИВЛ, можно устроить и реанимационную, удобно смотреть снимки.
И это еще не все
Пока мы обходим два этажа отделения, с операции возвращается и. о. заведующего Сергей Гайдук. В Воложин он приехал из соседнего района: привлекли и условия труда, и достойная оплата, и оснащение, и дружный коллектив (а на дежурства в Воложин Сергей Владимирович приезжал и раньше), и арендное жилье.
Сергей Гайдук:
Условия для работы у нас — вы сами видели. Пациентам здесь тоже нравится: раньше не хотели ложиться, а теперь, можно сказать, просятся в отделение, даже если им это не очень нужно. И можем мы многое. Делаем и травматологические операции, и некоторые урологические, и базовые сосудистые, поскольку все наши оперирующие хирурги владеют навыками многих операций.
Планируем больше выполнять травматологических операций, шире внедрять лапароскопию, обучаем для этого специалистов. Нам помогает областная больница, Молодечно, но хотелось бы больше работать с пациентами на месте. Лапароскопия — это вообще тренд, который во многих странах стал уже золотым стандартом, и нам надо к этому стремиться.
Главврач добавляет, что в наличии есть по два колоно-, гастро- и бронхоскопа. Есть также лапароскопическая стойка, проводились и проводятся лапароскопические операции. Теперь стойку собираются модернизировать, делать больше операций, приглашать пациентов из других районов (Ошмянского, Сморгонского, даже Молодечненского) для осуществления плановых вмешательств. Таков перспективный план развития больницы. Как говорит Павел Олегович, грех не использовать все возможности отделения, в том числе предлагая людям достойные условия пребывания.
Уже сейчас местное хирургическое отделение выполняет все экстренные операции, только детей отправляют в межрайонное отделение в Молодечно. Со временем будут воплощены в жизнь идеи о совершенствовании структуры оказания хирургической помощи в районе, что сделает ее более доступной и оперативной. Скоро появится врач-уролог, что тоже расширит возможности больницы, запланировано приобретение дополнительного оборудования. И это еще не все планы главврача и его команды.
Павел Гончар:
На следующем этапе мы задумали реконструировать либо инфекционное отделение, либо первый этаж поликлиники. Когда это будет и что сделаем первым, пока не знаю. Но уверен, что в любом случае нас ждут большие преобразования.
В инфекционном отделении это будет реконструкция с достраиванием еще 5–7 боксов. Поликлиника нуждается не только в косметическом ремонте, но и в укреплении фундамента с его гидроизоляцией, переводом всей картотеки в подвалы, устройством кол-центра и справочной вместо привычной регистратуры.
А хирургию сделали первой, потому что это отделение не ремонтировалось дольше других, и сумма на реконструкцию не была такой уж неподъемной. При этом эффект, как вы убедились, — колоссальный. К тому же наш ремонт показал, что государственное учреждение здравоохранения может быть не просто практичным, но и красивым, уютным.
Фото автора и из архива Воложинской ЦРБ.