Ученые из университетского колледжа Лондона обнаружили повышенные уровни маркеров, связанных с образованием тромбов, у 28 % людей с длительным COVID-19, и у них же наблюдалась сниженная способность к физическим нагрузкам. Работа опубликована в журнале Blood Advances.
Недавний метаанализ в The Journal of Infectious Diseases показал, что почти у трети всех людей с COVID-19 могут наблюдаться стойкие симптомы через 3 месяца после начала заболевания. Эти симптомы в совокупности были описаны как длительный COVID-19, или постковидный синдром. Некоторые из распространенных симптомов Long-COVID включают снижение толерантности к физической нагрузке, утомляемость, одышку, мышечные боли, спутанность сознания и головные боли.
Недавние исследования показали, что у людей с постковидным синдромом отмечается склонность к развитию микросгустков в капиллярах, препятствующих снабжению организма кислородом и питательными веществами, что может потенциально приводить к длительным симптомам COVID-19, таким как усталость.
В новой работе (на основе данных по 330 испытуемым) установлено, что уровень маркеров свертывания крови повышен у каждого второго (55 %) человека с длительным течением COVID-19, и у них же отмечаются аномальные результаты тестов с физической нагрузкой (эти люди в 4 раза чаще демонстрировали стойкий дефицит активности).
В центре внимания оказались фактор Виллебранда (VWF), который помогает образовывать сгусток, закрывающий кровеносный сосуд в месте повреждения, и фермент ADAMTS13, расщепляющий белок AD на более мелкие фрагменты, чтобы снизить его активность и предотвратить образование тромбов в кровеносных сосудах. Соотношение VWF к ADAMTS13 связано с повышенным риском образования тромбов при остром COVID-19.
Соотношение VWF к ADAMTS13 ≥1,5 (повышенный уровень) было выявлено у 28 % пациентов с Long-COVID. Оно отмечалось в 4 раза чаще у пациентов с нарушением способности к физической нагрузке.
«Об этом свидетельствует десатурация ≥3 % и/или повышение уровня лактата более чем на 1 по сравнению с исходным уровнем при проведении одноминутного теста «сидя-стоя» и/или шестиминутной ходьбы. У 20 % была нарушена способность к физической нагрузке, из них у 55 % выявлено повышенное соотношение VWF к ADAMTS13 (≥1,5). Уровни фактора свертывания крови VIII и VWF были повышены у 26 % и 18 % соответственно и поддерживали гиперкоагуляционное состояние у некоторых пациентов с постковидным синдромом. Эти данные свидетельствуют о возможной продолжающейся микрососудистой/эндотелиальной дисфункции в патогенезе постковидного синдрома и подчеркивают потенциальную роль антитромботической терапии в ведении этих пациентов», — говорится в статье.
Соотношение VWF к ADAMTS13 не коррелировало напрямую с тяжестью длительного COVID-19, включая головные боли, утомляемость и когнитивные нарушения. Однако аномальные уровни фактора Виллебранда и ADAMTS13 были связаны с нарушением переносимости физической активности. А это значит, что пациентам с длительным COVID-19 необходимо пройти скрининг на предмет нарушения способности к физическим нагрузкам и маркеров свертываемости крови.