Фото носит иллюстративный характер. Из открытых источников.
Фото носит иллюстративный характер. Из открытых источников.

Накануне Всемирного дня здоровья полости рта, который по инициативе Международной стоматологической федерации (FDI) отмечается ежегодно 20 марта, прошел научно-практический семинар с международным участием «Современные подходы в оценке прогноза состояния зубов при комплексной стоматологической реабилитации пациентов». Мероприятие организовано в рамках сотрудничества БГМУ с Дунайским частным университетом (Кремс-на-Дунае, Австрия). Участники обсудили последние достижения в области медицинской диагностики и лечения стоматологических заболеваний.

 

Наша страна впервые присоединилась к проведению Всемирного дня здоровья полости рта в 2016 году, сообщила заведующая кафедрой стоматологии детского возраста БГМУ, доктор мед. наук, профессор Наталья Шаковец. Стоматологическая служба республики и Белорусская стоматологическая ассоциация готовят и проводят массовые мероприятия в детских коллективах, бесплатные осмотры всех групп населения в поликлиниках. Девизом состоявшегося дня здоровья (и года в целом) стала фраза «Гордись своей улыбкой».

 

Именно она легла в основу акции «Здоровая улыбка», которую в декабре 2020-го организовали в Республиканском реабилитационном центре для детей-инвалидов заведующая 2-й кафедрой терапевтической стоматологии БГМУ, доктор мед. наук, профессор Татьяна Манак и ее сотрудники. Студенты и преподаватели смогли пообщаться с ребятами, понять их проблемы и тревоги. В рамках акции состоялся урок гигиены полости рта. Участники обучали детей навыкам чистки зубов и помогали каждому скорректировать процедуру.

 

По словам Татьяны Манак, состоявшийся в марте научно-практический семинар планировалось провести в 2020 году. Но из-за сложной эпидситуации его пришлось перенести и организовать в онлайн-формате. Это мероприятие ставило две задачи — научную и образовательную. Его участниками стали студенты 5 курса, то есть без пяти минут врачи. Каждому необходимо было определить тактику лечения конкретного пациента и составить прогноз для зуба.

 

Татьяна Манак:

 

Сегодня в стоматологической практике широко применяются различные индексы, которые оценивают, в частности, уровень гигиены или состояние твердых и мягких тканей полости рта. Это определяет постановку диагноза и выбор тактики лечения. Вместе с тем не существует общепризнанного индекса оценки долговременного прогноза для планирования комплексной стоматологической реабилитации пациентов с сочетанной патологией зубочелюстной системы, основанного на принципах доказательной медицины. В связи с чем врачи различных стоматологических профилей испытывают трудности в данном вопросе.

 

Применение индивидуальных критериев оценки прогноза затрудняет коммуникацию между специалистами. Однако все специалисты должны принимать решение в едином ключе и объяснять это пациентам.

 

В мае 2020 года 2-я кафедра терапевтической стоматологии БГМУ совместно с Дунайским частным университетом начали проспективное когортное исследование воспроизводимости оценки прогноза для зубов студентами клинических курсов стоматологических факультетов при применении индекса DPI (Dental Prognosis Index). Он уже 10 лет активно используется в Дунайском частном университете в рамках планирования лечебных мероприятий, является частью программы дипломного образования на кафедре терапевтической стоматологии и пародонтологии.

 

Индекс DPI основывается на результатах исследования методистов Гарвардского университета и позволяет устранить потенциальные разногласия между специалистами различных стоматологических профилей в долговременной перспективе. Однако для этого необходимо ввести изучение данного индекса в программу дипломного университетского образования.

 

Татьяна Манак:

 

Наша задача — собрать знания студентов в единую систему. Поэтому сначала они решали задачу и делали это дважды — до и после тематических выступлений лекторов, в числе которых были сотрудники нашей кафедры, заместитель заведующего кафедрой терапевтической стоматологии и пародонтологии Дунайского частного университета, профессор Михаил Волгин. Если тестирование покажет, что такая систематизация обоснована, то введем изучение DPI в образовательный процесс.