Об итогах работы органов и организаций здравоохранения в 2020 году, основных направлениях деятельности на 2021 год рассказал в своём докладе министр здравоохранения Дмитрий Пиневич.
В феврале прошло шестое Всебелорусское народное собрание. Данный форум состоялся как мероприятие по подведению итогов социально-экономического развития страны за прошедшие пять лет и постановке задач на предстоящий пятилетний период. И это важнейшее политическое событие, принятые на котором решения явились ответом на кризисы 2020 года, где давалась оценка устойчивости, мобильности, потенциалу нашего государства.
С учетом определяющей роли системы охраны здоровья в формировании социальной политики эти три положения явились также основой для анализа состояния и определения дальнейшего развития здравоохранения.
Устойчивость системы характеризуется рядом положений.
1. Выстроена инфраструктура учреждений — от ФАПов до РНПЦ, в соответствии с территориальным распределением населения.
2. Обеспечена на самом высоком уровне доступность медицинской помощи.
3. Показатель применения высоких медицинских технологий соответствует среднеевропейским стандартам.
4. Ежегодно из стен четырех медицинских вузов выпускается почти 3,5 тысячи врачей, из них 600 иностранных граждан (экспорт составляет более 30 % от всего образовательного экспорта страны).
5. Обеспечивается последипломная подготовка кадров в БелМАПО, медицинских университетах, РНПЦ. Треть кадров высшей научной квалификации в стране работает в сфере здравоохранения.
6. Государством проделана огромная работа по модернизации материально-технической базы, за последние пять лет построено или тотально реконструировано более 80 объектов здравоохранения.
7. Расходы государственного сектора на здравоохранение составляют более 4 % ВВП (около 6 %, по системе национальных счетов), удельный вес расходов в консолидированном бюджете — 16 %. Предприятиями «Белфармация» и «Белмедтехника» обеспечены поставки лекарственных средств, изделий медицинского назначения, оборудования и его ремонт.
8. Фармацевтической отраслью за пять лет увеличен в 3,5 раза объем производства лекарственных препаратов, их экспорт — в 1,8 раза; доля отечественных препаратов на рынке достигла 50 %.
9. Мероприятия проводятся в строгом соответствии с принципами программно-целевого планирования, 2020-й стал годом завершения реализации основополагающих программ.
10. Конечной целью деятельности системы здравоохранения явилось улучшение качества и доступности медицинской помощи. Как итог индекс ожидаемой продолжительности жизни достиг 74,5 года (69,3 года у мужчин, 79,4 — у женщин).
При этом сохраняются риски, влияющие на устойчивость, и это остается предметом нашего самого пристального внимания.
1. Постоянно возрастающая потребность в объемах медицинской помощи, связанная с увеличением удельного веса пожилого населения и развитием новых высокозатратных медицинских вмешательств.
2. Необходимость роста расходов для дальнейшего развития первичного звена, скорой помощи, больничного комплекса.
3. Проблемы кадровых ресурсов, связанные с невысоким уровнем оплаты труда, перегрузка персонала, территориальные диспропорции, необходимость совершенствования последипломного образования.
4. Недостаточная эффективность существующей системы финансирования здравоохранения, отсутствие детального учета объемов медицинской помощи с учетом ее качества.
5. Проблемы маршрутизации пациентов как на уровне первичного звена, так и связанные с проблемами в работе коллективных центров.
6. Отсутствие системной информатизации отрасли, единой платформы, неравномерная информатизация рабочих мест.
7. Меры профилактики НИЗ и создания здоровьесберегающей среды практически не выходят за пределы компетенции системы здравоохранения, несмотря на декларируемый межотраслевой характер.
8. Профилактическое направление в системе здравоохранения носит вторичный характер, в том числе из-за меньшей презентабельности и более длительного срока окупаемости по сравнению с высокими технологиями.
9. Снижение уровня компетенции и требовательности руководящих кадров. Резонансные случаи дефектов оказания медицинской помощи, нарушений в сфере закупок. Низкая коммерциализация результатов научной деятельности. Недостаточная эффективность инвестиционных и инновационных проектов. Коррупционные риски не утратили своей актуальности.
10. Проблема внутриведомственного контроля, одни и те же структуры в министерстве, регионах и учреждениях отвечают и за организацию, и за оценку этой организации.
Уважаемые коллеги! Работа в условиях пандемии и сложной политической ситуации подтвердила верность вышеизложенных выводов и позволила оценить мобильность системы.
Окончательные итоги в борьбе с пандемией будут подведены после завершения эпидемического сезона с совокупной оценкой эффективности и предотвращенного ущерба. Пока лишь несколько положений.
Комплексный план по борьбе с COVID-19 был разработан и утвержден в министерстве 4 февраля 2020 года. Правительством утвержден соответствующий комплекс мер. Отмечу, что нулевой пациент поступил 27 февраля 2020-го. План имеет несколько уровней реагирования в зависимости от интенсивности эпидемии и фактически не изменялся.
Стратегические решения принимаются на уровне Президента.
С момента эпидемии под его руководством проведено более 30 совещаний, где обсуждалась ситуация с COVID-19. По поручению Главы государства сформированы штаб на уровне правительства, региональные штабы под управлением руководителей регионов. Президент совершил 8 посещений учреждений здравоохранения и красных зон в них.
Ряд успешных решений, примененных нами в пандемический период, важны для использования в дальнейшей работе.
1. Способность к оперативной мобилизации кадровых ресурсов — для работы с COVID-19 35 % всех врачей и 45 % средних медработников.
2. Вариабельность управленческих решений в зависимости от обстановки, как пример — изменение системы изоляции контактов первого уровня в зависимости от этапа развития эпидемии; в целом противоэпидемические мероприятия во всех отраслях выполняются дифференцированно по регионам и по периодам эпидемии.
3. Способность к реализации сложного комплекса лечебно-диагностических мероприятий в ограниченный временной период: перепрофилизация более 34 тысяч коек; этапное лечение с выделением стационаров первой линии, стационаров долечивания и центров реабилитации; актуализация протоколов лечения; введение института клинических инспекторов из ведущих инфекционистов и реаниматологов; сохранение профильных учреждений для обеспечения доступности специализированной помощи. Роль скорой помощи и поликлинического звена, где работали на пике 1,5 тысячи контактных бригад, точечная работа в учреждениях социальной защиты и организованных коллективах учащихся.
4. Возможность интенсивного наращивания объема ресурсов на уровне отрасли и государства в целом. С 16 до 59 увеличено количество ПЦР-лабораторий, проведено свыше 4 млн диагностических исследований. Решены проблемы обеспечения СИЗ, различными видами специального и диагностического оборудования. В настоящее время почти вся линейка защитных средств и тестов является отечественной. Лекарственное обеспечение осуществляется без сбоев. Обеспечивается приоритетное финансирование системы здравоохранения при значительном увеличении расходов. Согласно указу Главы государства, производятся выплаты за работу в условиях COVID-19.
5. Индикация окон возможностей. Отрасль здравоохранения стала более значимой. Пришло осознание необходимости дополнительного финансирования в целом и адекватной мотивации работы медицинских работников в частности. Подтверждена практикой целесообразность сохранения структурной емкости здравоохранения, приоритетность импортозамещения, особенно в условиях тотального закрытия границ. Законодательство в сфере здравоохранения стало более гибким, это касается регуляторных механизмов и базисных постулатов оказания медицинской помощи, оборота лекарственных средств. Произошло осознание ценности собственного здоровья и понимание необходимости затрат на его сохранение.
Таким образом, отечественная модель борьбы против COVID-19 показала свою эффективность, и основой ее стали профессионализм, мобилизация, самоотверженность наших специалистов на всех уровнях. Пользуясь этой возможностью, хочу передать слова искренней благодарности и признательности всем коллегам!
Главой государства 2020-й назван годом мужества медиков, и это для нас самая высокая оценка. В течение года государственными наградами отмечены 45 медицинских работников, которые были заняты в борьбе с инфекцией, более 4 300 награждены правительством, министерством, профсоюзами, местными органами власти.
За счет средств фонда оказывалась помощь при нахождении на листках нетрудоспособности с диагнозом COVID-19 и в случаях смерти работника здравоохранения. К нашему глубокому сожалению и скорби это были не единичные случаи. Прошу почтить память наших коллег минутой молчания.
Приоритеты для определения основных направлений оптимизации работы здравоохранения
Необходимым условием реализации данных направлений является тесная их взаимосвязь. Три года отводится для реализации основных и еще два года для полномасштабного выполнения всех запланированных мероприятий.
1. Совершенствование нормативно-правовой базы здравоохранения, медицинская аккредитация, система управления качеством, полностью бюджетные дневные стационары, контролируемое лечение, клинико-экономическая экспертиза, государственный социальный заказ, электронное здравоохранение, введение резидентуры, университетские клиники.
Это касается и введения впервые в законодательстве понятия профессионального риска.
Важным вопросом текущего года будет разработка законопроекта о психологической и психиатрической помощи.
2. Повышение эффективности управления и финансовой устойчивости здравоохранения. Роль аккредитующего органа возлагается на РНПЦ медтехнологий, информатизации, управления и экономики здравоохранения.
3. Совершенствование кадровой работы. По традиции важны для рассмотрения вопросы укомплектованности кадрами и территориальные диспропорции, но важнейшим аспектом сейчас является непрерывное медицинское образование. На современном этапе развития отрасли совершенствование последипломного образования связывается с введением резидентуры.
Для уменьшения текучести кадров — одной из главных причин нестабильности кадровой ситуации в отрасли — необходимо обеспечение жильем. Вопросы решаются уже по-иному, и эту тенденцию надо закрепить.
За 2020 год отраслью получено более 1 000 квартир, 2 200 мест в общежитиях. Конечно, этого недостаточно.
Стратегия развития с точки зрения медицинского работника должна быть выстроена следующим образом:
- достойная заработная плата;
- профессиональный рост;
- социальный пакет, жилье;
- право на профессиональный риск и его защита;
- коммуникации (психологический климат и сопричастность к принятию решений в учреждении).
4. Совершенствование лечебно-диагностического процесса на основе развития инфраструктуры здравоохранения. Обозначим только некоторые приоритеты и проблемы по данному направлению путем анализа деятельности РНПЦ и регионов.
Все РНПЦ должны вспомнить, что они головные учреждения и по сути являются подразделениями Минздрава как в отношении организационно-методической и консультативной помощи, так и в построении модельной организации медицинской помощи. Неактуальные протоколы — это общая проблема.
Стратегической целью является уменьшение существующих различий между регионами по уровню обеспечения медицинской помощью. И мы будем делать это целенаправленно, в том числе через развитие здравоохранения областных центров,
12 городов ускоренного развития, опорных больниц, с учетом проблемных территорий. Напомню, что остается в некоторой степени проблемный регион севера Витебской области, юго-восток Могилевской и Полесский регион на стыке Брестской и Гомельской областей. Да и там мы постепенно выравниваем ситуацию по оснащению учреждений.
Так, в последний период поставлены 12 МРТ, 21 КТ и 11 ангиографов для областей. Благодаря принятым мерам охват методами нейровизуализации пациентов с ОНМК в регионах в целом вырос в 2020 году по сравнению с 2016-м на 11,2 % и составил 89,3 % (2016-й — 78,1 %).
Процессом надо управлять. Так, при анализе эффективности работы межрайонных центров выявлено, что удельный вес пролеченных пациентов из других районов колеблется от 1,7 % в Гомельской области до 31,6 % в Минской. Это требует принятия мер на уровне регионов.
Каждый гражданин нашей страны, каждый пациент должен четко представлять, как инновации в здравоохранении коснутся именно его, как и где он будет получать необходимую медицинскую помощь:
- качество;
- доступность;
- безопасность;
- сервисность;
- коммуникации.
Ищите новые, инновационные подходы!
5. Ускорение инновационного развития отрасли здравоохранения для совершенствования медицинской помощи населению.
6. Усиление эпидемиологической безопасности и снижение уровня заболеваемости.
7. Развитие фармацевтической промышленности и совершенствование системы регулирования обращения лекарственных средств. Министерством уже приняты структурные меры — упрощение национальной регистрации, разрешение отпуска товара через интернет-площадки, расширение перечня безрецептурных препаратов, расширение аптечного ассортиментного перечня сопутствующих товаров, введение практики разделения рисков.
Подготовлены и готовятся к внедрению нормативные документы по введению практики двух-трехгодичных контрактов, более понятного порядка включения лексредств в формуляры. Мы готовы к разрешению реализации в не аптечных учреждениях некоторых готовых лекарственных форм и в целом к пересмотру порядка ценообразования на рынке.
8. Минимизация коррупционных рисков.
9. Создание национальной системы электронного здравоохранения.
10. Система коммуникаций. В условиях эпидемии мы активно пользовались всеми каналами коммуникаций с нашими коллегами внутри страны и за ее пределами. И это во многом определило нашу тактику.
При разработке программ демографической безопасности учтен международный опыт. В свою очередь наши специалисты широко востребованы за рубежом. Министерством продолжена работа по продвижению и участию национальных представителей в составе директивных органов международных организаций. Так, мы планируем вхождение в состав Исполкома ВОЗ впервые в суверенной истории. Мы работаем в составе Программного координационного совета Объединенной программы ООН по ВИЧ/СПИДу (ЮНЭЙДС), осуществляем председательство в Протоколе по проблемам воды и здоровья и председательство в Совете по сотрудничеству в области здравоохранения СНГ.
Уважаемые коллеги! На шестом Всебелорусском народном собрании Главой государства была дана высокая оценка здравоохранению: «Беларусь обладает качественной системой здравоохранения, которая развивается из года в год». И наша задача — сохранить и приумножить это качество.
Текущий год пройдет под знаком Года народного единства. Для здравоохранения это значит объединение усилий всех работников и направление деятельности на благо развития отечественного здравоохранения, повышение престижа профессии.
Надеюсь на вашу поддержку и дальнейшее плодотворное сотрудничество!
Комментарии
Игорь Петришенко:
Максимально четкие задачи для системы здравоохранения поставлены Главой государства на шестом Всебелорусском народном собрании. В частности, предстоит реализовать масштабный проект «Здоровая нация», в основе которого 4 столпа: мобильная медицина, шаговая доступность, заботливая поликлиника, высокотехнологичная медицина в регионах. В этой работе есть хороший задел, но вы должны отчетливо понимать всю напряженность поставленных перед отраслью задач, ответственность каждого конкретного исполнителя.
В ближайшее время должна быть получена ощутимая отдача от развития межрегиональных и межрайонных центров специализированной медпомощи. Они призваны стать опорными, обеспечивающими реальную доступность для населения основных видов такой помощи. С развитием центров нужно увязывать и планы переоснащения организаций здравоохранения.
Полагаю, что назрел вопрос об изменении подходов к нормированию штатной численности медработников, увязке количества персонала с объемом выполняемых работ и, безусловно, с соответствующим уровнем оплаты труда. Минздраву предстоит глубоко проработать данную тему и выработать конкретные предложения. Основу этому должен заложить в том числе и реализуемый министерством пилотный проект по переводу финансирования отрасли на принципы клинико-затратных групп.
Александр Тарасенко, заместитель министра здравоохранения — Главный государственный санитарный врач Беларуси:
Особую актуальность в нынешних условиях приобретает наличие высокого риска новых угроз биологического характера. Источниками таких заболеваний в 70 % случаев являются животные. В связи с чем санитарно-эпидемиологическая служба совместно с Минсельхозпродом активно занимается разработкой и реализацией мероприятий по предупреждению антропозоонозов и инфекций, актуальных для населения. В первую очередь это касается новой коронавирусной инфекции и профилактики бешенства.
С учетом развития эпидситуации обеспечены формирование и реализация комплексных планов. Разработаны нормативно-правовые акты по каждой сфере деятельности в народном хозяйстве. Чтобы минимизировать риск распространения COVID-19, приняты меры по усилению контроля за лицами, прибывающими из-за рубежа, укреплена материально-техническая база санитарно-карантинных пунктов, в том числе и по кадрам.
В кратчайшие сроки обеспечена готовность к проведению лабораторных исследований биологического материала от лиц с симптомами, не исключающими инфекцию. Отрадно, что это было реализовано на базе РНПЦ эпидемиологии и микробиологии. Надеюсь, что данное учреждение станет авангардом в разработке отечественной вакцины против коронавирусной инфекции.
Касательно создания безопасной среды и пребывания для пациентов и работников организаций здравоохранения должен сказать, что ошибки еще были допустимы в первую волну. Но когда во вторую видим несоответствие принципам инфекционного контроля и повышенный риск, в первую очередь для медперсонала, это однозначно существенный дефект в работе.
Положительное влияние на интенсивность эпидпроцесса оказала иммунизация против гриппа с охватом более 40 % населения, продемонстрировав высокую эффективность в социально-экономической сфере.
Сергей Казакевич, генеральный директор управляющей компании холдинга «Белфармпром»:
Несмотря на целый ряд негативных факторов, в прошедшем году удалось реализовать главную задачу фармпромышленности — обеспечить здравоохранение необходимыми лекарственными средствами. На постоянном контроле управляющей компании как в 2020-м, так и в 2021-м находятся производство и реализация препаратов, наиболее востребованных для лечения пневмонии и COVID-19. Это 146 позиций, 80 % из которых — продукция организаций холдинга «Белфармпром». Объемы производства и поставок таких препаратов существенно возросли. За прошлый год ряд антибиотиков, в том числе меропенем, цефтриаксон, отгружены в объеме более чем семилетней потребности здравоохранения в обычный период, а парацетамол, азитромицин — более четырехлетней.
По многим позициям фармпроизводители работали на пределе производственных мощностей. При этом зачастую были вынуждены отказываться от экспортных поставок в пользу отечественного здравоохранения. Согласно оценке наших предприятий, только по данной причине на внешние рынки было недопоставлено лекарственных средств на сумму около 12 млн долларов, что соответствует целому месяцу экспортных отгрузок.
В соответствии с поручениями Главы государства и правительства управляющей компанией продолжается работа по локализации в республике производства российской вакцины «Спутник V». Параллельно с одной из российских компаний также налажено сотрудничество по организации выпуска вакцины по полному производственному циклу. Реализовать данный проект планируется до конца года.
Елена Кроткова, ректор ГрГМУ:
Несомненно, реализация пилотного проекта «Университетская клиника» с участием нашего вуза стала существенным шагом по совершенствованию практической профессиональной подготовки будущего врача.
За 2 года выполнены все мероприятия «дорожной карты». Но потенциал проекта еще не реализован в полном объеме: в текущем году планируется увеличить удельный вес высокотехнологичных и сложных операций до 25 %, малоинвазивных — не менее 40 %, количество врачей, являющихся соискателями, до 20, экспорт за счет расширения перечня клинических испытаний с участием профессорско-преподавательского состава, а также продолжать улучшение материально-технической базы.
Задача, стоящая перед университетом на ближайшие 5 лет, — обеспечить условия для развития потенциала студентов и сотрудников. В частности, в 2021 году для поддержки молодых ученых создан фонд из внебюджетных средств вуза.
Интеграция в мировое образовательное пространство — еще одна важная цель. В университете обучается более 1 200 студентов из 33 стран мира, 90 % — на английском языке. Экспорт образовательных услуг в течение 5 лет вырос более чем в 2 раза, повышаясь ежегодно в среднем на 15 %, и составил в 2020 году
5,5 млн долларов.
Университет первым из медвузов в 2021 году начал процедуру прохождения международной аккредитации Независимым агентством аккредитации и рейтинга, которое имеет статус признания во Всемирной федерации медицинского образования и является полноправным членом Европейской ассоциации по обеспечению качества в высшем образовании. Наличие соответствующего сертификата улучшит позиции вуза в международных рейтингах, его репутацию на международном рынке труда за счет признания квалификации выпускников и позволит нарастить экспорт образовательных услуг.
Вместе с тем необходимо учитывать активный интерес к профессии со стороны белорусских абитуриентов и повышенный спрос на врача-специалиста со стороны работодателей. Не секрет, что подготовка медицинских кадров с высшим образованием на платной основе убыточна — отрицательная рентабельность составляет 34 %. Поэтому целесообразно увеличить план приема за счет бюджетных средств с акцентом на целевой набор.
Опыт работы студентов в практическом здравоохранении в период пандемии свидетельствует об их преданности будущей профессии, желании и потребности быть полезными своей стране. Но, к сожалению, в процессе обучения, когда студентов зачастую рассматривают как объекты, мешающие лечебному процессу, стимул у них пропадает. Заинтересованность в будущих специалистах и уточнение списков обучающихся по регионам проявляется только перед распределением. Необходимо проводить работу по информированию студентов о новшествах практического здравоохранения и их возможностях в системе.