Фото носит иллюстративный характер. Из открытых источников.
Фото носит иллюстративный характер. Из открытых источников.

Около трети врачей разных специальностей, опрошенных в ходе исследования (преимущественно среди терапевтов), считали себя некомпетентными в вопросах назначения психофармакологических препаратов. Вместе с тем за рубежом около 70 % антидепрессантов назначают семейные врачи. С какими еще проблемами сталкиваются наши специалисты?

 

10 Шилова исследованиеАктуальность

 

По результатам исследования Института показателей и оценки здоровья (США), в 2017 году 792 миллиона человек в мире жили с психическим расстройством. Это почти каждый десятый (10,7 %). Наибольшее количество страдает тревожными (около 4 %, 284 миллиона) и депрессивными (3,5 %, 264 миллиона) расстройствами (более 100 миллионов в Европе). Среди пациентов с соматическими заболеваниями распространенность психических расстройств составляет от 50 % до 85% в зависимости от патологии, возраста и условий оказания помощи.

 

Согласно мировым эпидемиологическим исследованиям, а также данным исследований на постсоветском пространстве и ряда отечественных, до 90 % пациентов на первичном приеме у врачей амбулаторного звена имеют в структуре клиники психопатологические синдромы.

 

По международным данным, в европейском регионе около 90 % людей с психиатрическими проблемами получают терапию у семейных врачей. Они же продолжают наблюдение и лечение пациентов после выписки из стационаров (государственных или частных), назначают около 70 % антидепрессантов. В случае высокого риска (суицида, агрессивного поведения, сексуальной или финансовой эксплуатации) или тяжелого состояния пациента амбулаторно наблюдает психиатр совместно с семейным врачом.

 

В республике происходят изменения в оказании медпомощи пациентам с психическими и поведенческими расстройствами. Постановлением Минздрава № 13 от 2 марта 2020 года утвержден клинический протокол «Диагностика и лечение пациентов с психическими и поведенческими расстройствами врачами общей практики».

 

Документ разрешает ВОП заниматься предварительным выявлением и лечением ряда психических расстройств.

 

Определены алгоритм диагностики, показания для направления за специализированной помощью, указаны лекарственные средства. В связи с этим возник ряд вопросов о достаточности знаний, наличии возможных искажающих и стигматизирующих установок.табл

Исследование

 

На этапе подготовки протокола диагностики и реализации Государственной программы 2016–2020 года автором статьи в 2016 году разработана анкета для изучения отношения врачей разных специальностей к психиатрам, пациентам с психическими расстройствами и лечению психических и поведенческих расстройств.

 

В опросе участвовали 195 врачей Гомельской и Могилевской областей — 148 женщин и 47 мужчин. 104 специалиста в возрасте 31–44 года, 41 — до 30 лет, 39 — от 45 до 59 лет, 11 — пенсионного возраста. Большинство (117) имели стаж профессиональной деятельности от 5 до 20 лет, 31 доктор — стаж до 5 лет, 47 — стаж более 20 лет. При этом 35 молодых врачей не имели врачебной квалификационной категории, 90 имели вторую, 58 — первую и лишь 12 — высшую.

 

Врачами-ординаторами работали 169 человек, 23 возглавляли отделения, 3  — филиалы. 148 (76 %) респондентов — терапевтических специальностей, 47 (22 %) — хирургических. 126 (64,5 %) трудились в амбулаторно-поликлинических учреждениях, 69 (35,5 %) — в стационаре.

восп. пациентов табл

 

Результаты

 

50 респондентов (приблизительно каждый четвертый) ответили, что не имеют опыта сотрудничества с психиатрами в своей профессиональной деятельности. Подавляющее большинство специалистов, имевших опыт сотрудничества, отметили его как позитивный, помогающий в клинической практике сложных случаев. Как однозначно негативный, запутывающий и затрудняющий его не оценил никто. Однако 4 человека назвали его неконструктивным (сотрудничество не привело к взаимопониманию), еще 4 человека — сложным технически (психиатры не оставляют записей о диагнозах и четких рекомендаций). Семеро затруднились дать оценку.

 

Оценка восприятия врачей-психиатров показала следующее.

 

Подавляющее большинство респондентов считает, что психиатры такие же врачи, просто коллеги другой специальности. Однако 15 % отметили, что профессия накладывает свой отпечаток и врачи становятся такими же странными, как их пациенты, а их методы необычные и непонятные, часть участников анкетирования затруднялась с оценкой.

 

Оказывать медицинскую помощь пациентам с установленным диагнозом психического расстройства приходилось 87 % опрошенных. 56 % ответили, что это были пациенты с невротическими (тревожными, соматоформными) расстройствами, остальные — что это были пациенты с различной патологией, в т. ч. с психическими расстройствами, обусловленными повреждением головного мозга (11 %), с шизофренией (6 %). С широким спектром патологии как пограничной, так и органической и эндогенной сталкивались 27 % врачей. 

 

Вопрос восприятия доктором пациентов с психическими расстройствами выявил следующее. Обычными их считают только 28 % респондентов, неадекватными в своем поведении и отношении к лечению — 19,5 %, непредсказуемыми в своем поведении — 43 %, потенциально опасными — 9,5 %.

 

На вопрос «Приходилось ли вам выписывать психофармакологические препараты, назначенные психиатром, для продолжения лечения?» положительно ответили 65 врачей. Пятеро из ответивших отрицательно дополнительно отметили, что отказывались после того, как к ним обращались в такой ситуации. На предложение объяснить их позицию около трети пояснили, что считают себя некомпетентными и не знают действие и показания препаратов, около половины считают, что не имеют права, 19 респондентов объединили эти мотивы.

 

Было предложено оценить воспоминания о прохождении обучения в области психиатрии и наркологии в медицинском вузе. Как обычное, такое же, как все курсы, его оценили 40 % врачей. О том, что информация и общение с пациентами пугали и отталкивали, высказались 5 %. Для остальных изучение осталось в памяти как необычное и интересное. При этом 75 % считают, что полученные знания были полезны и пригодились в клинической практике. В отношении объема знаний 131 респондент считал, что их недостаточно, 28 — что достаточно, 14 — что они им не нужны.

 

На вопрос о том, на базе какого медучреждения должно осуществляться лечение тяжелой соматической патологии у пациента с психическим расстройством, 68 % врачей ответили, что в психиатрическом стационаре, оставшиеся — в соматическом стационаре. Половина респондентов из первой группы мотивировала выбор ответа тем, что психическое расстройство затрудняет диагностику и лечение соматической патологии. Вторая половина опасается, что соматическое заболевание приведет к обострению психического расстройства и сделает пациента неадекватным в терапии. В отношении лечения хронической соматической патологии (сахарного диабета, сердечно-сосудистой патологии) по тем же мотивам подавляющее большинство определило это как функцию врача-терапевта психиатрического стационара.

 

90 % опрошенных приходилось направлять пациентов на консультацию к психиатру или психотерапевту. При этом каждый четвертый (26 %) столкнулся с определенными трудностями, в т. ч. в 72 % случаев отказывался пациент, в остальных — врач сам из опасений жалоб не рекомендовал консультацию.

 

На вопрос «Обратились ли бы вы сами к психиатру при необходимости (рекомендовали консультацию родственнику)?» положительно ответили 144 врача (74 %), остальные — отрицательно.

 

Интересно, по мнению автора статьи, распределение ответов, почему не обратились бы. 6 врачей — из-за чувства стыда и неловкости, 9 опасались потенциального отвержения и изменения отношения к ним со стороны близких и знакомых, 7 — возможных социальных ограничений в связи с диагнозом (вождение автомобиля, трудоустройство), еще 7 боялись возможного токсичного действия препаратов. 13 специалистов были уверены в том, что обладают достаточными знаниями и самообладанием, чтобы справиться со своим психическим состоянием. Еще 9 проигнорировали вопрос.

 

65 % респондентов ответили, что пациенты с психическими расстройствами излечимы только в отдельных случаях и при особых условиях, 17 % считали, что неизлечимы. Оптимистичный прогноз о высокой вероятности излечения отметили 18 % опрошенных.

 

Важным является мнение врачей о психофармакологических препаратах. 56 % считают их обычными, хоть и специфическими препаратами, 14 % ответили, что не сталкивались с ними в клинике, теоретически не помнят, мнения не имеют, 16 % считали, что данные лекарства вызывают тяжелую зависимость, 14 % высказались, что препараты высокотоксичны и повреждают внутренние органы или малоэффективны, просто притупляют чувства, делают пациента овощем, меняют человека.

 

При сравнении мнений врачей терапевтических и хирургических специальностей выявлено достоверное (р<0,01) более конструктивное отношение среди терапевтов: большинство считало препараты обычными по показаниям, в меньшей степени стигматизировали их как токсичные и неэффективные. Зависимости от возраста врачей не обнаружено.

 

После предыдущего вопроса респондентам было предложено перечислить известные препараты, применяемые для лечения психических расстройств. 63 человека не смогли назвать такие препараты, еще 2 назвали не относящиеся к ним лекарственные средства и биологические добавки. Один или два препарата (как правило, амитриптилин, галоперидол) упомянули 72 человека. Три или четыре препарата, в т. ч. современные антидепрессанты, указали 34 врача. Оставшиеся 24 специалиста смогли назвать пять и более препаратов для психофармакотерапии. Статистически достоверной связи уровня знаний с возрастом врачей и стажем не обнаружено.

 

Выводы

 

Согласно проведенному исследованию психолого-психиатрические знания и навыки являются необходимыми, востребованными среди врачей службы первичной медико-санитарной помощи, их уровень недостаточен на современном этапе, имеющиеся знания содержат некорректные или стигматизирующие элементы. Увеличение объемов подготовки и введение циклов повышения квалификации, внедрение новых форм обучения (поведенческие тренинги) будут способствовать улучшению качества первичной медико-санитарной помощи.