Совещание у Президента
Фото БЕЛТА.

Президент Беларуси провел совещание по актуальным вопросам здравоохранения.  В числе участников мероприятия — руководство Минздрава, губернаторы и начальники  областных управлений по здравоохранению, ректоры медицинских вузов, главные врачи больниц различного уровня, директора некоторых РНПЦ.

 

Александр Лукашенко напомнил, что анонсировал нынешнее совещание во время своего Послания белорусскому народу и Национальному собранию, чтобы подробнейшим образом рассмотреть наиболее острые проблемы отечественного здравоохранения и принять необходимые решения.

 

Александр Лукашенко:

 

Для этого в этот зал специально в таком широком составе приглашены профессионалы — от практикующего врача и даже не до министра здравоохранения, а высших должностных лиц.

 

Медицина, как известно, не только лечение пациентов, но и важная составляющая безопасности любого государства, тем более нашего. Без здоровой нации никакой экономики не будет. В любом государстве экономика является фундаментом. Без дисциплины, без готовности правильно реагировать на современные вызовы не будет реального суверенитета и независимости.

 

Глава государства констатировал, что отечественная система здравоохранения подтвердила свою состоятельность  и прошла хорошую закалку в период пандемии.

 

Александр Лукашенко:

 

На фоне других государств более чем достойно прошли это испытание. На практике подтвердили состоятельность нашей системы здравоохранения. В вашем лице хочу еще раз поблагодарить всех медиков за тот нелегкий труд и еще раз вам напомнить то, что я говорил во время пандемии: я вас благодарю не за то, что вы работали (вы за это зарплату получаете — большую, малую, но это ваш выбор), а за то, что вы быстро в тяжелейшей ситуации, особенно психологического давления, нашли методы лечения этого вируса.

 

В то же время Александр Лукашенко высказал ряд нареканий по поводу вскрытых  негативных фактов.

 

Александр Лукашенко:

 

Cо стороны государства делается все возможное. Средства на медицину — ремонт, оборудование, зарплаты, лекарства — выделяются колоссальные. И, конечно, люди вправе видеть отдачу.

 

Александр Лукашенко:

 

Я не хочу сказать, что мы сделали все в здравоохранении с точки зрения государства. Но сравните нас, к примеру, с богатейшей Украиной. До войны. Вы же в контакте были с нашими братьями в Украине. Вы видели, в какой ситуации находилась богатейшая Украина с точки зрения здравоохранения.

 

Причина одна — власть самоустранилась от решения проблем здравоохранения. Мы же, сжав зубы, терпели. И врачи небольшую порой зарплату получали, и мы последнее отдавали на здравоохранение. На выработку системы функционирования этой наиважнейшей отрасли жизни любого общества. Дороже здоровья у человека ничего нет.

 

Александр Лукашенко напомнил, что в отечественном здравоохранении действительно есть целый ряд достижений и многое делается. Например, в области защиты материнства и детства, в трансплантологии и так далее.

 

Александр Лукашенко:

 

Но сегодня речь не об этом. Мы это все хорошо знаем. Два слова, если кто-то думает хвастаться. Все остальное — от жизни.

 

Президент обозначил основной принципиальный вопрос для обсуждения:

 

Александр Лукашенко:

 

Сегодня речь пойдет о том, как мы относимся к нашему народу, как мы относимся к нашим простым людям, без которых нас бы в этом зале не было. А если конкретно: как мы лечим людей там — на селе, в малых городах, поселках, агрогородках, как мы к ним относимся? Не в РНПЦ — это тоже важно, они идут в авангарде, должны показывать пример и учить тех, кто непосредственно на баррикадах.

 

В последнее  время стало поступать много сигналов о снижении качества оказания медицинской помощи, да и попросту об отсутствии надлежащего порядка в учреждениях здравоохранения. Эти факты изучала созданная по поручению Главы государства независимая рабочая группа.

 

Александр Лукашенко:

 

На сегодняшнем совещании мы должны дать объективную оценку сложившейся ситуации и решить, что делать дальше. Я вас предостерегаю от круговой поруки здесь. Пойдете отсюда без портфелей, и пойдете не просто к себе домой, а в другие места. Нужна объективная оценка того, что происходит. 

 

Мы не собрались здесь хвалить и захваливать друг друга. Причин для этого нет. Помимо отчета независимой рабочей группы, доклада министра я хотел бы услышать мнение наших контролеров и наших медиков, руководителей снизу — чего не хватает. Должны быть конкретные предложения. Нам надо принимать решения.

 

Глава государства особо отметил, что если по итогам совещания будет сделан вывод, что по тем или иным направлениям не все хорошо, то виноват в этом не только нынешний министр Дмитрий Пиневич.

 

Александр Лукашенко:

 

Но спросим и с Караника (председатель Гродненского облисполкома Владимир Караник, ранее занимавший пост руководителя Минздрава. — Прим. сайта president.gov.by), который рекомендовал его и всю ту группу, которая сегодня в Министерстве здравоохранения работает. И который клялся мне. Я не забыл.

 

Александр Лукашенко:

 

На столе у меня материалы с подробными отчетами экспертной группы и контролирующих органов. Вы не думайте, что я поручил этой группе — и все. У нас есть железобетонные законы, которые должны соблюдаться. И за единообразным и точным соблюдением законов в Беларуси осуществляет контроль прокуратура.

 

У нас есть мощный контролирующий орган — не только от власти, но и от народа — Комитет государственного контроля. И они не по следам прошли, а параллельно посмотрели на ситуацию в здравоохранении.  И доложили.

 

Глава государства рассказал, что, реагируя на это, Правительство прислало ему отписку за подписью премьер-министра и вице-премьера.

 

Александр Лукашенко:

 

Но это мы с ним отдельно будем разбираться. Наверное, забыли, где работают. Это характерно становится для Правительства по всем практически направлениям. Отписки мне не нужны. Это касается Правительства и губернаторов, центральных органов власти.

 

И вы знаете, перелопатив эти материалы не единожды, что меня больше всего удивило? То, что до сих пор есть вопиющие проблемы бардака в больницах, поликлиниках, ФАПах: стены и потолки разрушаются, двери покосились, элементарные санитарные правила не соблюдаются. Слушайте, любое учреждение здравоохранения должно быть образцом санитарии. Причем такое случается даже в педиатрических отделениях. Послушайте, но там же дети! Или это не ваши дети? Конечно, это не ваши дети. Но это мои дети!

 

Есть и случаи простаивания дорогостоящего современного оборудования. «А ведь порой это единственный шанс на спасение чьей-то жизни!» — обратил внимание Глава государства.

 

Президент озвучил факты, что порой такое оборудование простаивает по нескольку лет без ремонта.

 

Александр Лукашенко:

 

И министр здравоохранения мне бойко осмеливается докладывать, что у него все в порядке, у него все схвачено, он все отремонтировал, у него запчастей хватает. А кто-то на какие-то санкции начинает ссылаться. Ребята, нет для вас санкций. Нет! 

 

Президент потребовал от ответственных за здравоохранение спуститься на землю и обратить внимание на качественное лечение обычных людей.

 

Александр Лукашенко:

 

Вы знаете, я отдаю себе отчет, с кем я сегодня разговариваю и кто меня услышит. Это же белая кость — врачи. Разве их можно критиковать? Нет! Ну так запомните: я ни перед чем не остановлюсь, и порядок здесь будет наведен! Даже если половина из вас уйдет. Но я буду знать, с кем я буду работать.

 

Обнаглели до крайней степени. Бегают вокруг начальников от районного звена до Президента. Только их красиво умеем лечить. А обычные люди, которые содержат это все? Опуститесь на землю! От нас, в этом зале сидящих, зависит вообще все в стране.

 

Александр Лукашенко:

 

Куда смотрят губернаторы? Ведь это прежде всего их сфера ответственности — культура, спорт, образование, здравоохранение. Больницы и школы у вас же. Куда смотрят начальники управлений здравоохранения? И вообще, зачем они вам при такой работе? Руководители центров гигиены, председатели райисполкомов… Правительство, Минздрав знают об этих проблемах или нет? А вот знать и контролировать вы должны.

 

Александр Лукашенко подчеркнул, что теми вопросами, которыми занималась созданная по поручению Главы государства независимая рабочая группа, должны ежедневно заниматься министр и его команда — Министерство здравоохранения.

 

Александр Лукашенко:

 

Там все специалисты сосредоточены. Это они должны создавать группы и комиссии и смотреть, что происходит на местах. Получается как всегда: куда Президент не доехал, там тишь и блажь.

 

Президент потребовал прекратить вольницу в вопросе последующей отработки медиков, которые обучались в вузах по целевому набору.

 

Александр Лукашенко:

 

Как вы собираетесь удержать специалистов на местах, если там не созданы нормальные условия для пациентов? И для медиков тоже. Отсюда и кадровые проблемы: вроде готовим достаточно врачей и медсестер, а в районах не задерживаются даже целевики. Ищут себе место в столице или, что еще хуже, за границей. Разберитесь с целевиками. Разберитесь, кого вы туда набираете. 

 

Александр Лукашенко:

 

И никаких отговорок после того, как отучился. Ты должен пять лет там отработать. Замуж, еще куда-то там… Это не принимается. Пять лет иди отработай. Мы тратим колоссальные деньги на подготовку медиков. Ни в одной сфере таких затрат нет, а у нас все вольница.

 

Еще одно открытие для меня —  недостаточный уровень подготовки и профессионализма врачей. Как-то это не согласуется с востребованностью наших специалистов не только в России, но и в Европе. Выработать нужно систему спроса с ректоров вузов. Они у нас неприкосновенные.

 

Как докладывают Президенту, в последние годы ведется интенсивное обучение врачей районного звена высоким технологиям.

 

Александр Лукашенко:

 

Кому вы очки втираете? Какие высокие технологии они освоили? Мы же когда-то полтора десятка лет тому назад на моем уровне утвердили все манипуляции, которые мы должны производить. Начиная от ФАПа, участковой больницы до РНПЦ. Мы же определились.

 

Президент отметил, что действительно ряд высокотехнологичных операций постепенно распространяют на областной уровень. Но в районных больницах перечень выполняемых манипуляций в основном остается прежним.

 

Александр Лукашенко:

 

Следите за людьми, помогайте им. Особо тяжелобольным — мы же договорились, создали межрайонные центры и практически закончили их оснащение. И если, к примеру, в Шкловской больнице не могут порядок навести, то в 30 километрах Могилев. Мы же об этом договорились, создали систему. Почему она не работает? 

 

Глава государства потребовал доложить, что не так в вопросах квалификации и подготовки медиков, в чем причины, где недорабатывают медицинские университеты.

 

Александр Лукашенко:

 

Разве не должны РНПЦ, областные больницы оказывать этим специалистам методическую помощь, обучать и контролировать их? В том числе своевременно подключаться к лечению тяжелых больных. Не надо их тащить кучей в БелМАПО на повышение квалификации.

 

Везите в РНПЦ. И заплатите тем, кто будет обучать это звено районное, из областных больниц и так далее. Там надо учить! Со скальпелем и эндоскопом в руках. Чтобы они видели, как это делается. И проделали эти сложные операции, манипуляции, научились тому, что умеем мы наверху. У нас абсолютный разрыв вот этих верхних научно-практических центров со средним и нижним звеном.

 

Президент еще раз подчеркнул важность обеспечения качественного здравоохранения именно на нижнем и среднем уровне.

 

Александр Лукашенко:

 

Слушайте, как вы не понимаете, что там наши родители. Не все же вы будете с портфелями здесь сидеть. Скоро мы уйдем, будем обычными людьми. Неужели вы не понимаете, что мы попадем в такую ситуацию. К нам будут точно так же относиться.

 

В качестве  острой проблемы Глава государства обозначил  доступность  и качество медицинской помощи на селе.

 

Александр Лукашенко:

 

Я вам никогда за село не прощу. Никогда! Запомните это. Прежде всего губернаторы. Я с вас шкуру сорву, но вы наведете там порядок!

 

Отдельно Президент затронул тему оптимизации фельдшерско-акушерских пунктов. Александр Лукашенко потребовал подходить к вопросу взвешенно, обдуманно, исходя в первую очередь из интересов людей и целесообразности.

 

Александр Лукашенко:

 

Закрывайте, оптимизируйте, никто не против. Но вы же сначала комплексы на колесах завезите, которыми вы хотите заменить ФАПы (речь о передвижных медицинских комплексах. — Прим. сайта president.gov.by), а потом закрывайте.

 

Что касается аргумента об экономии финансовых средств за счет оптимизации ФАПов, то Президент заметил, что затраты на их содержание не настолько высоки, раз штат сотрудников там совсем невелик.

 

Александр Лукашенко:

 

И что, нам так дороги эти ФАПы? Один человек ходит, фельдшер.

 

На примере России, где поначалу закрыли подобные медучреждения на местах, а потом осознали ошибочность таких решений и пытаются их теперь вернуть, Александр Лукашенко еще раз обратил внимание, что оптимизация должна быть хорошо обдуманной:

 

Александр Лукашенко:

 

Они позакрывали, а сейчас пытаются героически обратно вернуться. Мы что творим? Разберитесь. ФАПы, участковые больницы… Там же наши люди живут… Немедленно разберитесь! Наталья Ивановна (председатель Совета Республики Наталья  Кочанова. — Прим. сайта president.gov.by), вы контролируете эту сферу, подключитесь.

 

Во время совещания Президент сделал акцент на расширении производства отечественных препаратов.

 

Александр Лукашенко:

 

Что делается для достаточного обеспечения лекарствами населения, в том числе сельских жителей? — обратился Глава государства к участникам мероприятия. — С лекарствами полный бардак. Кто хочет — тот берет, кто хочет — тот несет, куда захочет — туда и несет.

 

Глава государства спросил о мерах, предпринимаемых для расширения отечественного производства востребованных  препаратов.

 

В последнее время, по мнению Президента, этому вопросу не уделяется должного внимания.

 

Александр Лукашенко:

 

Во время Жарко (Василий Жарко, бывший министр здравоохранения. — Прим. сайта president.gov.by) доложили: больше 50 % начали производить собственных препаратов. И остановились, лежим и не шевелимся.

 

Александр Лукашенко уверен, что главным показателем эффективности работы системы здравоохранения является не количество отчетов, а люди, которым помогли сохранить здоровье и жизнь.

 

Бюрократизация — то, чего быть вообще не должно в здравоохранении. Главный показатель эффективности вашей работы — не количество отчетов, а люди, которым вы помогли сохранить здоровье, а порой и жизнь. Не бывает не важных пациентов, все важны.

 

Президент потребовал особое внимание уделять не только лечению, но и ранней диагностике заболеваний, благодаря которой в ряде случаев можно сохранить человеку здоровье.

 

Александр Лукашенко:

 

Это что за «героизм», когда у вас каждый пятый человек с начала года от онкологии умирает? Не ваши родственники, это понятно. Почему умирают? Потому что вы вовремя диагностику не осуществили, потому что не поехали, как в советские времена, к людям и не посмотрели, что у него за заболевание. Когда мы рак обнаруживаем на ранней стадии, люди по 8–10 лет живут.

 

Подводя итоги совещания, Александр Лукашенко подчеркнул:

 

Как итог: через неделю у меня на столе документ — или распоряжение, или протокол поручений. Соберите стенограмму, все, о чем говорили. Все должно быть прописано.

 

Срок один — 1 января будущего года. Все недостатки, о которых здесь говорили, к 1 января должны быть устранены. За подписью Президента должен быть документ, обязывающий всех — от Правительства до ФАПа.

 

Выполнение всех поручений должно быть взято на контроль, потребовал Глава государства. Ответственные за это — КГК и Генеральная прокуратура.

 

Александр Лукашенко:

 

Не дай бог, мне доложат, что вы хоть запятую не выполнили или после запятой, пеняйте сами на себя. Везде должны быть по-движки.

 

Александр Лукашенко поручил сохранить рабочую группу, которая изучала ситуацию в здравоохранении. Ей до конца года предстоит еще раз провести мониторинг тех учреждений, которые были взяты на заметку.

 

Глава государства также обратил внимание на подготовку кадров, поручив провести ревизию в медицинских университетах.

 

Александр Лукашенко:

 

По максимуму посмотрите на них. Ректоров и руководство вузов надо встряхнуть, не встряхиваются — внесите предложения по замене. Всех, значит, всех. Это нетерпимо, все начинается оттуда.

 

Александр Лукашенко обратил внимание, что сегодня речь идет не об успехах белорусского здравоохранения и дальнейшем развитии высокотехнологичных научно-практических центров — с этим проблем нет. Сейчас важно навести порядок в обычных поликлиниках в небольших городках, районах и деревнях.

 

Александр Лукашенко:

 

Это же наши люди. И вы что, думаете, я вам прощу такое отношение к своим людям? Да никогда в жизни! Им нужна помощь. А мы их убедили в том, что, если диагноз рак — смерть. И они с этим согласились. Это чудовищно, это недопустимо.

 

Каждый человек должен бороться за свою жизнь.  Мы это людям должны в голову вбивать, и они с нас должны требовать.

 

Часть поручений возложена на председателей облисполкомов: им предстоит заняться материальной базой учреждений здравоохранения.

 

Александр Лукашенко:

 

По всем направлениям даны мною поручения. И упаси господь там не будет чего-то сделано. Подключайтесь и начинайте работать. В противном случае, ребята, я никого не пожалею. А если кто-то думает, что я умирать собрался, успокойтесь. Успокойтесь.

 

Это не больше, чем досужие рассуждения в мессенджерах и телеграм-каналах. Аденовирус или что там было? … Лечится три дня. Но поскольку у меня не было возможности лечиться (то в Москву надо, то субботники, то в Гродно, потом Гомель), все это накопилось. Поэтому умирать я не собираюсь, ребята. Вы еще мучаться со мной будете очень долго.

 

Президент подчеркнул:

 

Если бы не могли, с вас бы и спроса не было. Но мы же можем. Самоуспокоения не будет. Мы создаем свою страну. Мы многое сделали. Давайте это дошлифуем, чтобы детям досталось. Возьмитесь за дело.

 

Завершая совещание, Глава государства акцентировал внимание еще на одном вопросе.

 

Александр Лукашенко:

 

Мне сказали (я не поверил, но поручил оперативно правоохранительным органам посмотреть): у нас уже пошел накат на некоторых членов комиссии. Скоро на детей, на родственников перейдут. Круговая порука — а тут она разорвалась. Упаси вас господь. Даже разговаривать с вами не будем. Это люди, которых я направил. Я буду реагировать очень жестко.