Фото носит иллюстративный характер. Из открытых источников.

В чем особенность установления надбавок за стаж работы в бюджетной организации и от чего зависит их размер? Прежде всего от стажа работы, отвечают профсоюзные специалисты. В вопросах его исчисления помогает разобраться главный специалист отдела социально-экономической работы БПРЗ Ирина Павлова.

 

Прежде всего представитель отраслевого профсоюза подчеркнула, что надбавка работникам за стаж работы в бюджетных организациях выплачивается независимо от ведомственной подчиненности. Это регулируется Указом Президента Республики Беларусь от 18 января 2019 г. № 27 «Об оплате труда работников бюджетных организаций».

 

Ирина Павлова:

 

Для установления надбавки за стаж работы в бюджетных организациях и иных организациях, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, исчисляется их стаж работы в таких организациях (постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 3 апреля 2019 г. № 13 «Об оплате труда работников бюджетных организаций».

 

Исчисление стажа работы в бюджетных организациях производится в соответствии с пунктами 4–11 Инструкции о размерах и порядке осуществления стимулирующих (кроме премий) и компенсирующих выплат, предусмотренных законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь.

 

Однако, как отмечает представитель профсоюза, в стаж работы в бюджетных организациях засчитываются не все периоды работы, а только установленные законодательством. Причем засчитываются, только начиная с 19 сентября 1991 года. Инструкцией определяется, какие именно периоды работы и в каких организациях подлежат зачету при исчислении стажа в бюджетных организациях.

 

Для целей исчисления надбавки за стаж работы в бюджетных организациях в стаж работы засчитываются следующие периоды работы (службы):

 

  • в бюджетных организациях Республики Беларусь независимо от их ведомственной подчиненности;
  • в государственных органах Республики Беларусь, а также в подразделениях, созданных государственными органами;
  • в Палате представителей и Совете Республики Национального собрания Республики Беларусь, а также в качестве депутатов, осуществляющих свои полномочия на профессиональной основе в местных Советах депутатов всех территориальных уровней;
  • в международных организациях и учреждениях по направлению государственных органов Республики Беларусь;
  • в исполнительных органах Содружества Независимых Государств, органах Сообщества Беларуси и России, Союза Беларуси и России, Союзного государства и их аппаратах, расположенных на территории Республики Беларусь;
  • в организациях Республики Беларусь, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, независимо от их ведомственной подчиненности;
  • военной службы (службы) в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях и военизированных организациях Республики Беларусь;
  • альтернативной службы.

Периоды работы, подлежащие зачету в стаж работы в бюджетных организациях, суммируются независимо от сроков перерыва в работе. Стаж работы в бюджетных организациях исчисляется в годах, месяцах и днях, подтверждается трудовой книжкой, а при отсутствии трудовой книжки — в порядке, предусмотренном для подтверждения трудового стажа при назначении пенсии, рассказала Ирина Павлова.

 

В случаях, если на основании данных трудовой книжки не представляется возможным определить статус организации для зачета стажа работы в ней в стаж работы в бюджетных организациях, то зачет стажа работы производится на основании сведений, полученных от госорганов, в подчинении которых находится (находилась) организация, или местных исполнительных и распорядительных органов по месту расположения организации. До получения подтверждающих сведений о статусе организации в зачет стажа работы в бюджетных организациях принимается период, исчисленный в бесспорном порядке.

 

Ирина Павлова:

 

В случаях, когда период работы, подлежащий зачету в стаж работы в бюджетных организациях, будет подтвержден документально соответствующим государственным органом, надбавка за стаж работы в бюджетных организациях подлежит пересчету за период начиная с 1 января 2020 года независимо от даты предоставления подтверждающих документов. Споры, связанные с определением стажа работы в бюджетных организациях, рассматриваются в судебном порядке.

 

Надбавка за бюджетный стаж выплачивается в процентах от базовой ставки при определенном стаже работы (Указ № 27):

 

  • 10 % от базовой ставки — при стаже работы до 5 лет;
  • 15 % от базовой ставки — при стаже работы от 5 до 10 лет;
  • 20 % от базовой ставки — при стаже работы от 10 до 15 лет;
  • 30 % от базовой ставки — при стаже работы от 15 лет и выше.

 

Справочно: базовая ставка по состоянию на 01.12.2023 — 235 рублей, с 01.01.2024 — 250 рублей.

 

Надбавки за стаж работы устанавливаются работникам, занятым оказанием медицинской помощи сверх установленной для них продолжительности рабочего времени, работающим по совместительству, с учетом объема их работы.

 

Надбавка за стаж работы в бюджетных организациях выплачивается пропорционально отработанному времени. Период работы по совместительству в бюджетной организации засчитывается в стаж работы в бюджетных организациях.

 

Под совместительством понимается выполнение работником в свободное от основной работы время оплачиваемой работы у того же (внутреннее совместительство) или у другого (других) нанимателя (нанимателей) (внешнее совместительство) на условиях другого трудового договора (ч. 1 ст. 343 Трудового кодекса Республики Беларусь).