Стали замечать лица в случайных предметах? Чайник на кухне осуждающе смотрит на вас? Ремень безопасности показывает язык? Розетка радостно улыбается? Нет, вы не сошли с ума. Но стали жертвой удивительной иллюзии, порождаемой мозгом. Это явление называется парейдолия, и она свойственна не только всем без исключения людям, но даже шимпанзе. Ученые установили, почему мы склонны видеть лица в окружающем нас «неживом» мире и что именно считываем с них.
Феномен парейдолии — подарок эволюции
Гипотезу о том, что лицевая парейдолия, не ограничиваясь когнитивными или мнемоническими ассоциациями, отражает активацию зрительных механизмов, тех самых, что по стандарту обрабатывают человеческие лица, выдвинули ученые из Университета Нового Южного Уэльса (Австралия).
В статье, опубликованной в журнале Psychological Science, ведущий автор исследования Колин Палмер поясняет, что наш мозг легко запускает процессы, считывающие информацию со зрительного образа, и ему при этом совершенно все равно, реальное ли это лицо.
Что включает в себя восприятие лица? «Базовый набор черт, определяющих человеческое лицо (ведь у всех лиц есть общие, универсальные черты, от пропорций ширины и высоты до расположения бровей), — то, к чему наш мозг особенно приспособлен, и, вероятно, именно он привлекает наше внимание к объектам парейдолии. Но дело не только в восприятии лица, нам также необходимо распознать, кому оно принадлежит, и прочитать значимую информацию: например, понять, обращает ли этот человек на нас внимание, счастлив он или расстроен», — говорит Колин Палмер.
Парейдолия — своего рода зрительная иллюзия. Мы знаем, что объект неодушевленный, но не можем не видеть его без определенных характеристик, присущих живым существам. Все это из-за механизмов нашей зрительной системы, которая всегда активизируется при обнаружении объектов, обладающих базовыми чертами лица.Человеческий мозг развивался таким образом, чтобы быстро обнаруживать присутствие других людей в окружающем пространстве и делать жизненно важные для смотрящего выводы: об эмоциональном состоянии чужака, его личности и о направленности его внимания (замечает ли он вас — ведь одно это уже вызывает тревогу, вдруг его намерения не самые добрые!) — и все это на основе специфических сенсорных сигналов.
Мозг эволюционировал, чтобы облегчить социальное взаимодействие, и это безусловно влияет на то, как мы видим окружающий мир. У способности хорошо распознавать лица есть немалое эволюционное преимущество. Система настраивалась как очень чувствительная к обнаружению себе подобных, и как только мы научились хорошо распознавать лица, это стало приводить и к ложным срабатываниям — теперь они мерещатся там, где их на самом деле нет.
Итак, парейдолию следует рассматривать как ложную тревогу в системе, когда зрительные механизмы, специализирующиеся на обнаружении и извлечении сенсорных сигналов из человеческих лиц, спонтанно включаются в работу в отсутствие реального образа.
Похожий на лицо объект парейдолии может быть простой когнитивной или мнемонической ассоциацией с ограниченным вовлечением зрительных путей, а общие черты, присущие объектам парейдолии и лицам, легко заставляют нас различать в неживом предмете человеческий облик, подобно тому как мы семантически относим объекты к категории животных или растений.
Любопытно, что многие объекты парейдолии не только похожи на лица, но и несут специфическое психическое или коммуникативное содержание. Например, болгарский перец разгневанно «орет».Решение этого вопроса представляет огромный научный интерес, поскольку позволяет понять, в какой степени сенсорное восприятие физического мира формируется под влиянием социальной специализации зрительной системы.
Колин Палмер:
Если вам неоднократно показывают изображения лиц, которые смотрят, допустим, влево, ваше восприятие со временем изменится — так, что лица будут выглядеть более «правыми», чем они есть на самом деле. Происходит своего рода зеркальный процесс привыкания в мозге: клетки, участвующие в определении направления взгляда, изменяют свою чувствительность, если мы постоянно сталкиваемся с людьми, имеющими определенное направление взгляда.
Вот почему человеку, неоднократно взаимодействующему с теми, чей взгляд был направлен влево, при встрече со смотрящим прямо на него кажется, что глаза нового знакомого косят вправо.
Колин Палмер:
Мы обнаружили, что повторяющееся воздействие парейдолийных лиц, передающих определенное направление (например, объекты, которые, как нам кажется, смотрят влево), меняло восприятие того, куда был направлен взгляд. Этот факт подтверждает вероятность перекрытия нейронных механизмов, активных, когда мы испытываем парейдолию и смотрим на человеческие лица.
Иллюзорные лица чаще всего мужские
Ученые из Университета Квинсленда решили проверить, есть ли у иллюзорных лиц пол, возраст и эмоции. Как выяснилось, парейдолия демонстрирует удивительную предвзятость, пишет официальный журнал Национальной академии наук США Proceedings of the National Academy of Sciences (PNAS).
Исследователи набрали 3 815 участников для онлайн-эксперимента, попросив их рассмотреть 200 фотографий «призрачных» лиц, которые команда взяла из интернета (коллекции «одушевленных» объектов широко распространены в социальных сетях, таких как Twitter или Reddit, где пользователи собрали десятки тысяч подобных фотографий). Затем испытуемые должны были оценить изображения по 10-балльной шкале: насколько легко они видят «лицо», какие возрастные и гендерные характеристики с ним связаны, а также какая эмоция, по их мнению, отражена на этом «лице».
Участники видели на фотографиях в основном молодые лица, воспринимая их либо как детей, либо как взрослых не старше 30 лет. А вот в оценке эмоций не было такого единодушия: 34 % изображений были отнесены к счастливым лицам, по 19 % — к удивленным и нейтральным и 14 % названы злыми или сердитыми. На значительно меньшем числе лиц участники разглядели печаль, страх или отвращение.
Но что действительно привлекло внимание ученых, так это то, что в восприятии пола парейдолийных объектов обнаружился сильный перекос в сторону мужского.
Джессика Тауберт, психолог и соавтор статьи:
Гораздо чаще иллюзорные лица воспринимались как мужские, а не как женские. Гендерная разница была значительной: 90 % изображений получили оценку «мужское лицо» и лишь 9 % — «женское».
Но в чем причина такого предубежденного гендерного смещения? Исследователи провели дополнительные эксперименты, пытаясь понять, могло ли это предубеждение быть вызвано семантическими ассоциациями пола из-за того, что названия предметов или сами предметы визуально уподоблялись мужским.
Также ученые снова протестировали изображения, но в градациях серого, чтобы выяснить, могла ли цветовая палитра повлиять на гендерное неравенство. Кроме того, команда создала морфы человеческих лиц, не определяемые по полу, чтобы проверить, не говорят ли участники «мужчина» в случаях, когда просто не уверены в поле. Гипотеза не подтвердилась: и в таких условиях люди воспринимали лица как женские лишь немногим чаще.
Наконец, исследователи обратились к математическому моделированию, чтобы попытаться выяснить, могли ли определенные визуальные черты — например, более резкие, угловатые — стать причиной гендерного перекоса. И обнаружили, что хотя визуальные особенности могут объяснить некоторые различия, они не дают исчерпывающего ответа.
«Одним из объяснений может быть то, что данное предубеждение имеет концептуальное или лингвистическое происхождение, поскольку в социальном общении по умолчанию используется мужской пол (а в английском языке словом man одновременно называют и человека, и мужчину). Согласно этой гипотезе, восприятие иллюзорного лица активирует понятие «человек», которое, в свою очередь, пробуждает в сознании понятие «мужчина», если никакая дополнительная информация этому не противоречит и не указывает на обратное», — говорится в статье.
«Наше сознание по умолчанию присваивает мужской пол любому лицу, если какие-то визуальные детали (например, длинные ресницы и волосы, выщипанные брови) не вносят тень сомнения... Такая избирательная предрасположенность парейдолии поднимает весьма интересные вопросы о том, как социальные нормы могут взаимодействовать с визуальным восприятием».