Фото предоставлено Издательским домом «Звязда».

Книга нейрохирурга, научного сотрудника онкологического (нейрохирургического) отделения РНПЦ онкологии и медицинской радиологии им. Н. Н. Александрова Гумена Горбанниджада «Иллюзия знания» недавно вышла в Издательском доме «Звязда». Издание не ограничивается исключительно медицинской информацией. Нейрохирург размышляет о многих социальных явлениях, в частности, как нами манипулируют, навязывая покупки, образ жизни и даже мышление, как мировые корпорации берут нас в заложники и как ошибки, которые совершает наш мозг, способствуют этому. Поговорили с автором о книге и об иллюзии знания как о явлении.

 

Гумен, расскажите, о чем ваша книга.

 

В ней собраны последние научные, психологические знания. Много говорится об ошибках, которые совершает наш головной мозг, чем вводит нас в заблуждение. А также о том, как другие люди используют эти слабые места, чтобы воздействовать на нас. Рассказывается про ментальные и информационные войны: как нам внедряют определенную информацию и настраивают на конкретные действия, начиная от банального рекламного ролика, который заставляет нас покупать ненужное, заканчивая политическими или культурными убеждениями.

 

Вспоминаем о тех ежедневных привычках, которые стали для нас чем-то обыденным, и мы сами не понимаем, почему так делаем. Вся эта информация заставляет задуматься, разобрать свое поведение и мышление. Кроме того, рассказывается, какие есть способы противостоять воздействию. Для этого нужно развивать критическое мышление, чтобы мы могли отфильтровать ненужную информацию, отделить ложь от правды.

 

Говорится и о том, как тренировать головной мозг. много материала в книге для родителей: с какого возраста и как воспитывать детей, как правильно развивать их мозг, чтобы в будущем они стали успешными людьми и меньше делали шаблонных ошибок. Есть раздел о здоровье и о факторах, которые негативно на него влияют, также как сделать правильный выбор в части питания, движения и спорта, отдыха.

 

Это уже ваша вторая книга. Для чего пишете?

 

Самое мощное оружие человека, как и защита, — его разум. В наше переходное время чем более здравомыслящая нация, тем больше она защищена от разных ситуаций. Одна из моих целей — сделать людей более защищенными перед разными ситуациями в мире, в собственной жизни.

 

Как вы уже упоминали, в книге много советов по здоровому образу жизни. Чем отличается отношение к своему здоровью у белорусов и иностранцев?

 

Если сравнивать белорусов с жителями Западной Европы, то для последних слово доктора — закон. Они четко следят за выполнением рекомендаций врача. Белорусы нередко пытаются усидеть на двух стульях: не изменять своей вредной привычке, при этом ходят к разным врачам, жалуясь, что никто не может помочь. Часто человек понимает, что проблема в нем, а не в докторе, но все равно продолжает искать виновного. Дисциплинированных больных у нас меньше, чем в западноевропейских странах.

 

Пациент хочет есть шашлык, запивать его алкоголем и принимать таблетки от холестерина. При этом не понимает, почему у него холестериновые бляшки: он ведь пьет таблетки, наверное, они просто не работают.

 

Прием спиртного здесь как традиция: человек рождается, получает диплом, женится, отмечает дни рождения, умирает — все сопровождается употреблением алкоголя. Конечно, это не может положительно влиять на здоровье и иммунитет.

 

Как врачу донести, что пациенту не следует выкуривать пачку сигарет в день или запивать таблетки алкоголем?

 

В своей книге я рассказываю, чем отличается IQ мозга от нашего сознания. Нам много чего в детстве говорили родители, бабушки и дедушки, да мы и сами хорошо знаем, чем себе вредим. Тот факт, что курение вызывает рак легких, приводит к инфаркту, курильщик и сам знает. Ни для кого не новость, что злоупотребление алкоголем, жирной пищей приводит к проблемам со здоровьем. Но чтобы человек придерживался здоровых правил, нужно развивать его сознание. И начинать это делать надо в детстве, в том числе с помощью педагогов. 

 

Врачу убедить бросить курить человека, который делает это 25 лет, сложно. Ты говоришь больному, а он продолжает делать то, что считает нужным. Единственное, что может помочь и чем мы активно занимаемся, — это диспансеризация. При раннем выявлении вреда, который человек нанес своему организму, легче избавиться от тех же вредных привычек.

 

Возвращаясь к коммуникации с пациентом, как сообщить самые плохие новости о здоровье, в том числе о раке?

 

Здесь существуют разные подходы. Например, в США доктор рассказывает человеку, чем он болен и насколько все далеко зашло. Считается, что пациент должен успеть завершить какие-то дела, написать завещание и провести остаток своей жизни так, как посчитает нужным. В постсоветских странах другой подход. Еще во времена СССР в эпикризе не писали «онкологическое заболевание», а просто указывали «заболевание желудка», а родственники решали, как об этом сказать человеку и стоит ли это делать. В постсоветских странах идут в основном по этому пути, когда родственники сами решают, сообщать или нет…

 

Вы работаете в РНПЦ онкологии научным сотрудником. Что в сфере ваших научных интересов?

 

Я занимаюсь научной и лечебной работой. Меня интересует нейробиология, в частности, как наш головной мозг работает в разных ситуациях. Об этом тоже рассказываю в книге.

 

На чем делаете акцент во время преподавания на кафедре неврологии и нейрохирургии в Институте повышения квалификации и переподготовки кадров здравоохранения БГМУ?

 

На осложнениях после хирургического вмешательства на головном и спинном мозге, как их профилактировать и как бороться, если не удалось избежать. Нередко специалисту сложно выйти за рамки своих знаний. Мы вместе со слушателями учимся шире смотреть на организм человека: видеть не только головной и спинной мозг, но и учитывать, какие изменения и патологии могут появляться в других органах.

 

Давайте поговорим об иллюзии знания как о явлении. Как образование помогает ее избежать? И какие угрозы она может представлять в медицине?

 

Когда была демонстрация недовольных врачей в Японии, где они протестовали против низких зарплат, премьер-министр сказал, что врач не может получать больше, чем преподаватель.

 

В таких высокоразвитых странах, как Япония, преподаватели в большом почете. Образование — тот фундамент, на котором строится современное общество. Как дом без фундамента, общество без образования нестабильно. В 21-м веке выиграли те страны, которые много вложили в образование в веке 20-м.

 

Кроме того, благодаря интернету сегодня на нас обрушивается много ненужной информации. Современный человек должен уметь правильно ее отфильтровать, делать нужные выводы. Без образования, развития интеллекта это невозможно.

 

Иллюзия знания представляет угрозу не только в медицине, но в любой сфере. Когда у человека болит голова, можно сказать: пей аспирин — и все пройдет. Но причины боли могут быть разные: высокое артериальное давление, внутриглазное давление, начало простудного заболевания, опухоль головного мозга.

 

Есть такое понятие, которое мы называем «клиническое мышление». Оно не появляется из книг. Полученные знания врачу нужно правильно комбинировать и использовать. Благодаря этому он может найти патологию и правильно подобрать лечение.

 

Есть еще фраза, что мы «не лечим болезнь, а лечим больного». При язве желудка можно назначить препараты по протоколу и на этом все. Но есть еще индивидуальная непереносимость, генетические особенности, недостаточный эффект, наконец, причина язвы желудка может быть в другой патологии. Этого в книгах не прочтешь, это и есть клиническое мышление доктора. Его нужно развивать, чтобы меньше делать ошибок.

 

Что нужно предпринимать, чтобы избежать попадания в ловушку иллюзии знания?

 

Развивать свой ум, потому что, как и мышцы, мозг требует постоянной нагрузки, причем на протяжении всей жизни. Общество развивается по пути столкновения двух противоположных мнений — тезиса и антитезиса, в результате чего появляется синтез. Тот в свою очередь снова превращается в тезис, сталкиваясь с противоположной информацией — и так по спирали. Никогда мы не сможем достичь состояния, что мы знаем все, теперь можно остановиться и поставить точку. Важно постоянное обучение и обновление знаний…