«Аппетитная» картинка
Фото носит иллюстративный характер. Из открытых источников.

Современные медиаресурсы переполнены изображениями еды: на новостных сайтах, в соцсетях и на рекламных баннерах — еда преследует нас повсюду. Ученые бьют тревогу: желание любоваться гастрономическими красотами, так называемый визуальный голод, ведет к драматическим физиологическим и нейрофизиологическим изменениям в организме. Данные статистики неумолимы: число людей с избыточным весом во всем мире с 1990 года увеличилось более чем в 2 раза, а ожирение среди подростков — в 4 раза.

 

Слишком много еды?

 

Одна из ключевых функций мозга — решение задач по добыче пищи и насыщению организма. Однако среда, в которой развивался наш мозг, была гораздо менее изобильной с точки зрения наличия пищевых ресурсов, чем та, в которой мы сегодня живем. Растущий кризис ожирения — лишь один из признаков того, что человечество не слишком хорошо справляется с оптимизацией современного пищевого ландшафта. Вину за это чаще всего возлагают на глобальные компании, предлагающие продукты, рассчитанные на достижение «точки блаженства» благодаря таким ингредиентам, как сахар, соль, жиры, и ведущие к привыканию.

 

Между тем авторы статьи в научном журнале Brain and Cognition задались вопросом, нет ли в нашем окружении других сигналов, которые могут провоцировать голод чаще, чем это необходимо по биологическим причинам. Например, лавина изображений продуктов питания обрушивается на нас через цифровые интерфейсы. Вывод неутешительный: просмотры гастрономического контента демонстрируют глубокое влияние на нейронную активность, физиологические и психологические реакции и зрительное внимание, особенно в «голодном» мозге, а так называемый визуальный голод непреднамеренно усиливает желание поесть.

 

Исследование, описанное в журнале Appetite, продемонстрировало эффект прайминга визуального пищевого контента, т. е. воздействие пищевых сигналов повышает аппетит и, соответственно, потребление пищи (эффект прайминга — это психический механизм, помогающий экономить энергию за счет того, что обработка последующей информации основывается на первично поступивших данных). Манипулирование гастрономическими картинками выявило нелинейную дозозависимую модель воображаемого приема пищи: уже несколько повторений вызывали прайминг и обостряли чувство голода.

 

И еще один систематический обзор исследований о визуализации продуктов питания и пищевом поведении был опубликован в журнале Body Image. Он показал, что воздействие определенного пищевого медиаконтента может увеличить реальное потребление увиденных продуктов. Так, реклама фастфуда, просмотр видеороликов о еде в соцсетях связаны с неупорядоченным питанием, потреблением или желанием потреблять увиденные блюда, при этом исследования, посвященные контенту о здоровой пище, не выявили такой связи.

 

Зрители неоднозначно относятся к видеороликам так называемых мукбанг-блогеров (mukbang — видеоконтент, запечатлевающий людей без лишнего веса, съедающих на камеру огромное количество пищи): выявлено больше положительных, чем отрицательных реакций. Очень многим людям просто нравится смотреть, как другие много и вкусно едят. Но почему это так?

 

Обмануть мозг и почувствовать себя сытым?

 

Ответ дается в недавних исследованиях, указывающих на то, как воображаемое потребление пищи, поставленное на повтор, может способствовать насыщению. Мы будто наедаемся глазами. Ряд интересных экспериментов, проведенных в датском Орхусском университете, показал, что так и происходит, если просмотреть одно и то же изображение еды более 30 раз.

 

Тьярк Андерсен, ведущий автор исследования:

 

Когда участники видели одну и ту же картинку с едой 30 раз, они чувствовали себя более сытыми, чем до этого. Участники, которым много раз показывали картинку, выбирали меньшую порцию по сравнению с теми, кто видел картинку всего 3 раза, когда их спрашивали, какого размера порцию они хотят.

 

Фотографию шоколадного драже в желтой глазури одной группе показывали 3 раза, другой — 30 раз. Потом эксперимент повторяли, используя одинаковое на вкус, но разноцветное драже. Результаты не изменились. Затем конфеты поменяли на разноцветное драже с разными вкусами. Но и здесь не обнаружилось значимых отличий. Следовательно, определяющим фактором выступал не цвет и не вкус, а частота просмотра.

 

Авторы объясняют эти результаты с помощью так называемой теории обоснованного познания. Например, если представить, что впиваешься зубами в сочное яблоко, стимулируются те же участки мозга, что и при откусывании реального плода. Запускается физиологическая реакция на то, о чем человек подумал. Тем не менее изображения разных видов пищи не оказали одинакового влияния на чувство сытости. Так, можно чувствовать себя сытым после основного блюда, но при этом хотеть десерт. Сладкое — уже совершенно другой тип пищи. К тому же современные медиа настолько перенасыщены гастрономическим контентом, что безграничное разнообразие может подорвать такие «научно обоснованные» попытки насыщения, ведь вероятность 30-кратного просмотра одной и той же картинки практически сведена к нулю.

 

Исследовательская группа из Корнельского университета (США) попыталась выяснить, сколько рекламы еды мы в среднем встречаем в соцсетях. Оказалось, что за 12 часов люди просматривали 6,1 сообщения, связанного с едой. Подавляющее большинство постов представляли собой фотографии, причем более трети — десертов и сладостей. Сообщения в 75 % случаев были посвящены откровенно нездоровой пище и предназначены для того, чтобы поделиться необычными блюдами, эмоциями и событиями, связанными с едой, и в меньшей степени — информацией о приготовлении пищи.

 

Так является ли интернет и в частности социальные сети фактором, способствующим тому, что мы все больше набираем лишний вес? Или одновременно они же могут стать решением проблемы? Так это или иначе, но даже в те времена, когда о цифровых технологиях никто еще не помышлял, описания и изображения еды будоражили умы, становились предметом вдохновения для художников, поэтов, писателей и т. д. Причем работало это так же, только в масштабах поскромнее.

 

В российском онлайн-опросе выбирали самый «аппетитный» жанр живописи. Им предсказуемо оказался натюрморт. Чаще всего голод разыгрывался при созерцании картины «Купчиха за чаем» Бориса Кустодиева (60 % опрошенных), «Натюрморт с сырами» Флориса ван Дейка стимулировал аппетит у 59 % участников, «Натюрморт» Клары Петерс — у 56 %, «Корзина с фруктами» Караваджо соблазняла 55 % респондентов, а «За завтраком» Зинаиды Серебряковой — 45 %.

 

Меньше всего воздействовали на гастрономические пристрастия зрителей банки с консервированным супом Энди Уорхола и «Завтрак» Веласкеса (хлеб, два граната, тарелка с устрицами). Изображенные на полотнах мясо и птица вызывали желание их попробовать у 47 % человек, выпечка и десерты стали предметом искушения для 45 % участников, овощи и морепродукты прельщали гораздо меньшее число — 25 % и 29 % соответственно. В лидерах оказались фрукты — они заставляли хотеть перекусить 79 % опрошенных.