Новая логистика в работе поликлиник

Фото носит иллюстративный характер. Из открытых источников.
Фото носит иллюстративный характер. Из открытых источников.

Приказом Минздрава № 1192 от 10 ноября 2020 года утверждены Правила работы амбулаторно-поликлинических организаций здравоохранения в период подъема заболеваемости острыми респираторными инфекциями, в том числе COVID-19.

 

О нововведениях и ключевых моментах данного документа «Медвестнику» рассказал начальник главного управления организации медицинской помощи Минздрава Александр Пацеев.

 

08.07.2020. минск. новые люди в минздраве.фото виталия гиляАлександр Пацеев, начальник главного управления организации медицинской помощи МинздраваАлександр Владимирович, какова основная цель новых правил?

 

Главная цель — свести к минимуму возможность передачи инфекционных заболеваний в амбулаторно-поликлинических учреждениях. Сделать их безопасными в этом плане и для пациентов, и для работающего там медицинского персонала. При разработке правил рабочая группа постаралась учесть опыт, накопившийся в период первой волны распространения вирусных пневмоний, а также все вопросы и направления, которые контролируются при проведении мониторинга лечебных учреждений. Документ разрабатывался совместно с санэпидслужбой. 

 

В первой части документа даны четкие определения терминов, которыми мы оперируем, таких как шлюз, зонирование, контаминированная (грязная, красная) зона, чистая зона и др. Это позволит говорить на одном языке, избежать недопонимания и разных толкований. Термины простые, но тем не менее ранее при мониторинге возникали вопросы. Поэтому теперь четко прописали, например, что такое шлюз, как он организуется, что важно учесть, чем обязательно должен быть оснащен шлюз и т. д. 

 

Главное правило: медицинская помощь пациентам с признаками респираторных инфекций должна оказываться в контаминированной зоне, без признаков респираторных инфекций — в чистой зоне. И эти зоны должны быть строго разделены перегородками от пола до потолка, с исключением воздухообмена. Не допускается зонирование, например, только разметками на полу, скамейками или какими-то подручными предметами. Потоки пациентов не должны пересекаться, для пациентов с признаками респираторных заболеваний нужно обеспечить отдельный вход. На входе в организацию здравоохранения организуется пост дежурного для проведения термометрии (целесообразно использование бесконтактного прибора) и опроса каждого входящего пациента. 

 

В документе подробно прописаны правила работы медицинского персонала в контаминированной и чистой зонах. Важно обеспечить возможность проведения диагностических мероприятий в контаминированной зоне — забор биологического материала (крови, мазков) для исследований, выполнение ЭКГ. Прописаны требования к текущей дезинфекции и смене СИЗ в контаминированной и чистой зонах.

 

Как поступать, если здание поликлиники и расположение кабинетов не позволяют учесть абсолютно все требования? Например, в поликлинике только один кабинет УЗ-диагностики.

 

Если разделение потоков невозможно по причине архитектурных особенностей здания, то предусматриваются иные варианты. В частности, разграничение по времени работы кабинета УЗ-диагностики, чтобы исключить одновременное направление в этот кабинет пациентов с признаками респираторной инфекции и без них. Плюс к этому — дополнительная дезинфекция контактных поверхностей и воздуха после приема пациентов с подозрением на вирусную инфекцию. При наличии мобильных УЗ-аппаратов можно организовать проведение обследований в контаминированной зоне. Возможен вариант согласования проведения УЗ-диагностики для пациентов без признаков респираторной инфекции в ином учреждении.

 

Какие наиболее слабые моменты выявляются при мониторинге амбулаторно-поликлинических учреждений, на что следует акцентировать внимание руководителей?   

 

При организации зонирования и разграничения потоков важно хорошо продумать логистику передвижения не только пациентов, но и медицинского персонала, а также медицинских изделий или предметов и документации. Зачастую именно это приводит к возникновению слабых звеньев в цепочке. Например, выясняется, что при наличии отдельных входов пациенты пересекаются в гардеробе. Или сотрудники грязной и чистой зон контактируют при передаче медицинских карт и других документов. Также при мониторинге некоторых учреждений ранее нередко выявлялся факт неправильной организации приема пищи сотрудниками, поэтому в правилах теперь четко прописали: не допускается прием пищи на рабочих местах в контаминированной зоне. Питание должно осуществляться только в чистой зоне, в выделенном для этих целей помещении с наличием раковины для мытья рук и средств для их обработки.

 

Еще один вопрос, которому следует уделить внимание, — организация работы медицинских бригад, которые выезжают на дом к пациентам с жалобами на повышенную температуру и другие симптомы инфекционных заболеваний. Для них должны обеспечиваться особые условия (входы. гардеробы, места приема пищи и т. п.), которые мы также подробно обозначили в правилах. Важно сформировать рабочий график так, чтобы свести к минимуму контакты сотрудников выездных бригад с другим персоналом. И в целом по учреждению рабочий график должен быть составлен с акцентом на максимальное разобщение работников разных структурных подразделений при приходе на работу и уходе, а также во время регламентированных перерывов на прием пищи и отдых.

.

С текстом Правил можно ознакомиться здесь.


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

При копировании или цитировании текстов активная гиперссылка обязательна. Все материалы защищены законом Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах».