Мир глазами слепых синестетов
Фото носит иллюстративный характер. Из открытых источников.

Итальянские ученые из Университета Тренто впервые описали случай синестезии у человека, рожденного слепым. По всем предыдущим оценкам синестезию связывали с визуальными ощущениями, хотя до конца неясно, какую роль именно зрение играет в формировании этого неврологического феномена.

 

Симфония Бетховена пахнет миндалем…

 

Синестезия — особый вид восприятия, при котором вполне конкретный сенсорный опыт (например, звуки) вызывает ощущения совсем в другой перцептивной области (цвет, вкус), то есть человек способен видеть звук или наделять цветом запах. Такие люди, синестеты, могут при звучании саксофона видеть колеблющиеся формы, воспринимать букву «А» исключительно как написанную ярко-красным цветом, а запах миндаля описать как «бледно-голубой». В некоторых случаях синестезия приобретается после тех или иных повреждений мозга или сенсорных расстройств, однако многие синестеты утверждают, что испытывают такие ощущения с тех пор, как себя помнят, и существует даже такое понятие, как «синестезии развития». 

 

Эпидемиологические данные показывают, что среди всех пяти чувств привилегированную роль в синестезии играет зрение. Согласно последним оценкам, 80–97 % синестетов отмечают наложения восприятия, связанные с цветом, лишь не более 8–15 % в разных исследованиях заявляли о синестетических корреляциях между невизуальными чувствами (осязание/запах, слух/осязание), и то в большинстве случаев эти люди сообщали о синестетических переживаниях, в которых так или иначе присутствует визуальный компонент (либо как побуждающий, либо как сопутствующий).

 

Однако хотя большинство синестетических явлений связано с визуализацией, зрение не всегда необходимый фактор для развития синестезии. Например, отсутствие функционального зрения с рождения может иметь очевидные последствия для содержания синестетических ассоциаций (человек, рожденный слепым, никогда не опишет запах миндаля как «бледно-голубой»), но оставить незатронутой возможность развития синестезии между сохранными органами чувств (запах миндаля он охарактеризует как, например, «вступительная часть 5-й симфонии Бетховена»).

 

…а понедельник — это отполированное дерево

 

Изученный итальянскими учеными случай врожденной слепоты с развившейся синестезией подтверждает эту гипотезу.

 

Врожденная слепота — редкая патология, которой страдает около 0,03 % населения земного шара. А уровень распространенности синестезии предположительно составляет около 3 % популяции. Совместная вероятность того, что у человека есть оба заболевания, не превышает 0,0009 %.

 

Считается, что ранняя, а уж тем более врожденная слепота нарушает развитие кросс-модальных соответствий (КМС) — явлений, основанных на перекрестном взаимодействии между различными сенсорными системами, своего рода непроизвольных ассоциаций между, казалось бы, несвязанными сенсорными признаками.

 

Например, ассоциации звук/форма (когда звуки бубна ассоциируются с круглыми формами) и высота тона/размер (высокая и низкая высота тона ассоциируется с маленьким и большим размером соответственно). Некоторые исследования показали, что у людей с врожденной слепотой такие ассоциации сильно снижены или отсутствуют, несмотря на то, что КМС связаны с теми областями опыта, где работают тактильные или аудиальные ощущения (звук/форма, тон/размер). Одно из возможных объяснений заключается в том, что зрение играет ключевую роль в формировании мультисенсорных функций в процессе онтогенеза, выступая в качестве своеобразного координатора между различными органами чувств.

 

Однако в исследуемом случае синестезии у 40-летнего мужчины (родился полностью слепым у зрячих родителей из-за врожденной ретинопатии, вызванной краснухой, которую мать перенесла во время беременности) все ассоциации представлены очень ярко. Испытуемый имеет степень доктора компьютерных наук, свободно читает по Брайлю, носитель итальянского языка, также свободно владеет английским; неврологических или психиатрических расстройств в анамнезе нет.

 

Ученые столкнулись со сложным синестетическим фенотипом, который может быть вызван различными типами побудителей: цифрами, буквами, днями и месяцами. Каждый из них ассоциируется с определенным положением в пространстве и с определенной текстурой. Числа для испытуемого как кубики разного размера, расположенные на горном серпантине, который меняет свое направление на каждом новом десятке счета. Цифры имеют текстуру, причем разную: единица и двойка шероховатые, как картон, тройка — мягкая, как бархат, четверка и пятерка — гладкие, как пластик, шестерка и семерка почти такие же, только из чуть менее гладкого пластика. Буквы представляют собой квадраты разной текстуры, расположенные диагонально, при этом А — мягкая, как снег, В — похожа на ощупь на оргстекло, Е — ледяная, К — металлическая; T и Y — бархат разной мягкости, L, M, N, R — текстуры разного пластика.

 

Семь дней недели для слепого синестета по форме напоминают ворота, они одного размера, но из разных материалов: понедельник будто сделан из гладкого дерева, вторник — из грубого пластика, суббота — из металла. Месяцы представлены ящичками, объединенными в парящее в вакууме кольцо. Сентябрь «на ощупь» похож на… швабру, а ноябрь и декабрь — на шерсть.

 

При этом, отмечают ученые, любопытен тот факт, что хотя синестетический опыт этого человека достоверно является не визуальным, он имеет схожие характеристики с ранее зарегистрированными зрительными синестезиями.