Прохождение медосмотра
Фото носит иллюстративный характер. Из открытых источников.

В Бобруйске состоялось выездное заседание Межведомственного совета по формированию здорового образа жизни, контролю за неинфекционными заболеваниями, предупреждению и профилактике пьянства, алкоголизма, наркомании и потребления табачного сырья и табачных изделий при Совете Министров.  Участвовали заместитель премьер-министра Республики Беларусь Игорь Петришенко, министр труда и соцзащиты Ирина Костевич, первый заместитель министра здравоохранения Елена Кроткова, заместитель министра здравоохранения — Главный государственный санитарный врач Беларуси Александр Тарасенко, представители сферы здравоохранения и санитарно-эпидемиологической службы и др.

 

Нормативно-правовое регулирование

 

KrotkovaКак отметила Елена Кроткова, в этом году Минздравом совместно с заинтересованными республиканскими органами госуправления реализуется 10 межведомственных комплексных программ, планов, стратегий, направленных на предупреждение пьянства, алкоголизма и наркомании.

 

За последние 3 года разработаны 7 нормативных правовых актов, в т. ч. 4 в 2022-м:

 

  • постановление Совмина об изменении постановления Совмина от 14.01.2011 № 45 «О некоторых вопросах оказания психологической помощи» (конкретизируются полномочия и состав Межведомственного координационного совета);
  • приказ Минздрава от 31 мая 2022 г. № 722 «О реабилитационном центре для наркозависимых лиц», согласно которому в регионах на базе организаций здравоохранения, оказывающих наркологическую помощь, на функциональной основе создаются центры, реализующие программу долгосрочной медико-социальной реабилитации;
  • постановление Минздрава от 29 июля 2022 г. № 78 «Об изменении постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 10 ноября 2017 г. № 95», в котором выделена группа диспансерного наблюдения за лицами, которым оказывалась медпомощь в связи с отравлениями алкоголем, наркотическими средствами (определена передача сведений врачами-психиатрами-наркологами в диспансеры, кратность медосмотров не реже 1 раза в 3 месяца и сроком диспансерного наблюдения продолжительностью не менее 1 года. Из перечня групп диспансерного наблюдения исключена группа «Специальный учет», подгруппы «Особый учет», «Принудительные меры безопасности и лечения», а также 5-я группа. Постановление дополнено приложением 2 «Заключение врача-психиатра-нарколога об установлении диспансерного наблюдения за пациентом»);
  • постановление Минздрава от 30 августа 2022 г. № 90 «Об изменении постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 8 мая 2020 г. № 50», которым скорректирован термин «медицинское освидетельствование» и введены критерии нуждаемости/отсутствия нуждаемости обследуемого лица в применении принудительных мер безопасности и лечения в соответствии со статьей 107 Уголовного кодекса Республики Беларусь, уменьшены сроки проведения медкомиссии до 5 дней.

 

В разработке находятся проекты постановления Минздрава, утверждающего 13 клинических протоколов по оказанию медпомощи пациентам с психическими расстройствами (заболеваниями) и расстройствами поведения, а также клинический протокол «Диагностика острой интоксикации, вызванной употреблением алкоголя, потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ».

 

Стратегии ЗОЖ

 

Tarasenko kolegiyaЗаместитель министра — Главный государственный санитарный врач Беларуси Александр Тарасенко рассказал об эффективности стратегий, направленных на пропаганду здорового образа жизни, его продвижение, поощрение и стимулирование.

 

Так, по результатам социологических исследований в Могилевской области для 86,9 % жителей рейтинг здоровья является самым высоким среди 22 жизненных ценностей, абсолютное большинство опрошенных (около 80 %) считает актуальным освещение вопросов ЗОЖ в СМИ.

 

Для оценки распространенности факторов риска НИЗ ВОЗ была разработана методология эпиднадзора STEPS, в соответствии с которой в Беларуси в 2016 и 2020 годах проведены два общенациональных исследования, показавших, что доля курящих мужчин снизилась с 48 % до 42 %.

 

Также отмечено снижение с  7 % до 4 % доли женщин, имевших случаи употребления большого количества алкоголя. А вот фруктов мужчины стали потреблять меньше, что является негативной тенденцией. При этом доля тех, кто всегда или часто употребляет обработанные продукты с высоким содержанием соли, возросла. Если говорить в целом обо всех факторах риска, то их распространенность среди населения в возрасте 18–69 лет уменьшилась.

 

По мнению Александра Тарасенко, необходимо пересмотреть подходы к размещению телевизионной и наружной рекламы пищевой продукции: пропагандировать рациональное питание, смещая на него акценты с рекламы продуктов с повышенным содержанием соли, сахара, трансжиров, а также продвигать товары и услуги, способствующие сохранению и укреплению здоровья (услуги спортивных объектов, товары для спорта и др.).

 

На Межведомственном совете  озвучены следующие меры повышения эффективности межведомственного взаимодействия  по профилактике распространения пьянства, алкоголизма и наркомании:

 

1. Установление взаимоотношений с целью реализации превентологических программ на постоянной основе на районном уровне между организациями здравоохранения, территориальными органами внутренних дел и учреждениями образования.

 

2. Проведение межведомственных обучающих семинаров между медработниками, сотрудниками правоохранительных органов и педагогами по обмену опытом и знаниями в различных направлениях профилактической работы.

 

3. Проведение на постоянной основе совместных итоговых коллегий по рассмотрению эффективности работы по реализации мероприятий государственных, межведомственных программ, планов, стратегий по профилактике пьянства, алкоголизма и наркомании.

 

Актуальные вопросы

 

Делегация во главе с Игорем Петришенко оценила ход выполнения государственного профилактического проекта «Здоровые города и поселки», который реализуется в Беларуси с 2019 года.

 

Игорь Петришенко:

 

В проект «Здоровые города и поселки» включены 195 населенных пунктов. Только за последнее полугодие добавился еще 41 участник. Важно, чтобы не только власть, но и все общество активно включилось в реализацию проекта. В первую очередь необходимо формирование соответствующей инфраструктуры, популяризация здорового образа жизни.

 

На примере Бобруйска мы видим, как совершенствуется город в этом направлении. Рассчитываем распространить данный опыт в масштабах страны. Комплексная взаимосвязанная работа продолжится. Важно всем вместе сделать жизнь комфортнее, а нацию — более здоровой и крепкой.