Постковидный синдром и сосуды сетчатки
Фото носит иллюстративный характер. Из открытых источников.

В исследовании, представленном на сервере препринтов medRxiv, ученые изучили потенциальную связь между хронической усталостью и микроциркуляцией сосудов сетчатки у пациентов с постковидным синдромом.

 

Постковидный синдром (post-covid syndrome, PCS) относится к стойким (>12 недель) последствиям после заражения SARS-CoV-2, а хроническая усталость и диспноэ являются его наиболее распространенными симптомами.

 

Исследования показали, что коронавирусная инфекция может быть вызвана персистенцией SARS-CoV-2 в кровеносных сосудах, несмотря на их повреждения, включая эпителиопатию, нарушения микрососудов, тромбоз, внеклеточные ловушки нейтрофилов (NETs), гиперкоагуляцию, хроническую иммунологическую дисрегуляцию, дисрегуляцию ренин-ангиотензин-альдостероновой системы (РААС) и аутоиммунитет/гипервоспаление как потенциальные механизмы патофизиологии PCS.

 

Однако патогенез PCS пока недостаточно изучен. Капиллярная система сетчатки выступает показателем микроциркуляции всего организма и может отражать системные микрососудистые изменения при заболеваниях. Исследования демонстрируют, что нарушения кровотока могут быть потенциальным триггером PCS.

 

Оптическая когерентная томография с функцией ангиографии (ОКТ-А) позволяет неинвазивно визуализировать перипапиллярные и макулярные капиллярные сплетения сетчатки в режиме реального времени без контакта с глазом человека, основываясь на временных внутрисосудистых изменениях эритроцитов.

 

В данном проспективном исследовании ученые пробовали выяснить, может ли микрососудистая циркуляция в сетчатке быть объективным биомаркером субъективно регистрируемой хронической усталости среди пациентов с PCS.

 

Исследование проводилось в отделении офтальмологии Университета Эрлангена — Нюрнберга в Германии и включало 201 человека, из которых 173 были пациентами с PCS, а 28 составили группу контроля. Оценка микроциркуляции сетчатки проводилась на основе анализа ОКТ-А и выражалась в виде сосудистой плотности (VD) для перипапиллярных сосудов и макулы.

 

DCP (глубокое капиллярное сплетение), ICP (промежуточное капиллярное сплетение) и SVP (поверхностное сосудистое сплетение) были проанализированы 12 раз, и для выявления потенциальных средних различий по критерию наименьшего квадрата (LS) между анализируемыми группами было проведено смешанное моделирование (в первой модели пациенты с PCS сравнивались с контрольной группой, во второй контрольная группа была исключена).

 

Среднее время после заражения SARS-CoV-2 составило 231 день. О таких симптомах, как хроническая усталость, трудности с концентрацией внимания, выпадение волос, синдром постуральной ортостатической тахикардии (POTS) и субъективное ощущение более холодных рук, сообщили 92 %, 83 %, 63 %, 19 % и 12 % респондентов соответственно. Среди пациентов с PCS средние значения LS составили 30, 22 и 24 соответственно для SVP, ICP и DCP (в контрольной группе — 0,1, 22,6 и 23,7).

 

Увеличение возраста значительно влияло на значения SVP, ICP и DCP плотности сосудов у пациентов с PCS и контрольной группы, а пациенты с PCS женского пола демонстрировали меньшее значение SVP, чем пациенты с PCS мужского пола. Анализ первой модели показал, что значения ICP VD были значительно меньше среди пациентов с PCS, чем в контрольной группе. Анализ второй модели выявил значительные различия в значениях SVP VD среди пациентов с PCS с хронической усталостью и без нее.

У пациентов с PCS и хронической усталостью средние значения VD по LS составили 30, 22 и 23 для SVP, ICP и DCP соответственно. Те же показатели VD у пациентов с PCS без хронической усталости были 28, 22 и 24. SARS-CoV-2 может инфицировать эндотелиальные клетки микрососудов сетчатки непосредственно через  ангиотензин-превращающий фермент 2 (ACE2) и приводить к воспалению и фиброзу, поскольку ACE2, рецепторы сериновой протеазы, необходимые для проникновения SARS-CoV-2, присутствуют и в сетчатке. В целом результаты исследования показали, что ОКТ-А-измерение микрососудистого кровообращения сетчатки может служить объективным  биомаркером для субъективно регистрируемой хронической усталости у пациентов, страдающих постковидом.