Афония и стресс
Фото носит иллюстративный характер. Из открытых источников.

Одной из реакций на стресс может стать потеря голоса. Причины расстройства всегда индивидуальны, но исследователи выделяют предрасполагающую основу: конституциональные особенности, черты характера, а также ряд триггеров — событий, запускающих патологические процессы.

  

RizhenkovaАфония — это расстройство голосообразования, при котором утрачивается звучность речи. Функциональные и органические варианты заболевания встречаются как у детей, так и у взрослых.

 

Афония может иметь психогенное, нейрогенное, опухолевое, инфекционное, аллергическое, посттравматическое происхождение.

 

Logis OlegПсихогенную афонию провоцирует психическая травма. Пациент утрачивает способность разговаривать, но шепотная речь остается сохранной. Он может звучно кашлять, смеяться, реагировать громким голосом на эмоционально значимые ситуации — выражать междометиями испуг, гнев, ярость, восторг, удивление.

 

Диагностика включает обследование оториноларинголога, психиатра, психолога, фониатра. Для выявления психических причин развития болезни проводятся клиническая беседа и психодиагностика, для исключения органических заболеваний гортани — ларингоскопия. Лечение предполагает психотерапию и фонологические занятия по восстановлению голоса.

 

В последнее время случаи афонии участились среди подростков. Это может быть связано с возрастающей информационной нагрузкой.

 

С позиции психологии данное расстройство рассматривается как вариант истерической реакции. Утрата способности говорить — подсознательный механизм, позволяющий пациенту избежать ответственности в сложной ситуации и одновременно привлечь к себе внимание, заботу других людей.

 

На уровне физиологических процессов психогенная афония объясняется возникновением в коре головного мозга очага запредельного торможения в ответ на воздействие сильного раздражителя (переживания страха, гнева). Дисбаланс нейропередачи нарушает регуляцию голосообразования. Происходит дискоординация импульсов от коры мозга к мышцам гортани. Сохранность звучного кашля, плача, смеха подтверждает отсутствие патологии голосового аппарата.

 

Без коррекционной и психотерапевтической помощи возможно усиление симптомов афонии вплоть до психогенного или истерического мутизма, когда люди утрачивают способность не только звучно говорить, но и общаться с окружающими шепотом.

 

Клинический случай

 

Пациентка К., 11 лет, поступила в оториноларингологическое гнойное отделение для детей ГрУК с жалобами на отсутствие голоса в течение двух месяцев. Со слов матери, близкие связывают данные явления с перенесенным коронавирусом. После сбора анамнеза выявлено, что у пациентки тяжелые взаимоотношения с одноклассниками.

 

Данные фиброларингоскопии: слизистая гортани розовая, вестибулярные складки розовые, не гипертрофированы, голосовые складки серые, края ровные, при фонации имеется овальный дефект в передней и средней трети, имеется незначительный отек черпалов, черпала подвижны в полном объеме, голосовая щель широкая, достаточная для дыхания.

 

Осмотр эндокринолога, гинеколога, УЗИ щитовидной железы, МРТ органов шеи: без патологии. Лабораторные исследования (ОАК, БАК, гормоны щитовидной железы): без патологии.

 

Заключение психотерапевта: F44.4 (?), проведен сеанс арт-терапии.

 

Проведенное лечение: инстилляция масляных растворов в гортань, противовоспалительная терапия, занятия с фонопедом, физиотерапия, электростимуляция на аппарате «Вокастим», витаминотерапия, ноотропные препараты, занятия с психотерапевтом. Общий курс лечения составил 4 месяца. Все это время ребенок не посещал школу. В результате длительного лечения голос был восстановлен.

 

Выводы

 

  • Психогенная афония встречается не только у взрослых, но и у детей.
  • При сборе анамнеза у пациентов с афонией стоит уделить внимание тщательному сбору психологического анамнеза.
  • При своевременном обращении к специалистам психогенная афония успешно поддается коррекции.
  • Длительное отсутствие ребенка в школе также повлияло на лечение афонии, так как был исключен фактор внешнего агрессивного воздействия.